Сеть Евроопт
Рейтинг сетей
Региональные сети
Торговый Центр латышей
Первый Гипермаркет Минска
Минские универсамы
Cеть магазинов коллективного предприятия Продсервис
Могелев
Розничный рынок Белорусии 2004
Торговый центр «Купаловский»
КОЛХОЗНЫЙ РЫНОК 2004
Белорусь обзор рынка

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ? Особенности процессов, бурлящих в белорусской торговле

Рассказывает ведущий российский специалист в области ритэйла и построения розничных торговых сетей. Последний год он активно работал на белорусском рынке, поэтому может объективно сравнивать его с российским, оценивать основные направления движения нашего ритэйла (торговли). По просьбе эксперта редакция не указывает его ФИО, должность и т.д. Ограничимся цитированием мыслей по поводу перспектив нашей торговли.
Приход компании «Metro»
На недавнем совещании в Минторге обсуждалась возможность прихода в Беларусь немецкой компании «Metro Cash & Carry». Насколько это реально? Я считаю, что в ближайшие 3 года западные сети в Беларусь не придут.
Помимо общеизвестных проблем, связанных с тем, что в республике небольшой рынок сбыта, а экономическая ситуация стабильной кажется только официальным лицам, можно назвать еще несколько факторов. «Metro» работает по принципу «кэш энд кэрри». Это гипермаркет, активно работающий с юридическими лицами. Таким образом, с его появлением в республике должна быть легализована процедура, официально разрешающая покупку индивидуальным предпринимателем товара оптом — в одной точке, с последующей перепродажей его в розницу в другой. Подобные принципы не характерны для белорусской экономической модели. Но самое смешное, что это не нужно никому ни в республике, ни за ее пределами. Местному предпринимателю гораздо проще работать без кассы, завозить товар из России напрямую, чем прибегать к помощи «Metro». (Тем более ей придется продавать через кассовые аппараты товары и платить налоги с продаж в белорусский бюджет за те товары, которые сегодня беспошлинно и так попадают на белорусскую территорию). Такая игра не выгодна ни западному ритэйлеру, ни белорусскому предпринимателю.
Состояние отрасли
Частный торговый бизнес в Беларуси в зародышевом состоянии, жизнеспособных сетей в классическом понимании практически нет (в виде исключения можно назвать «Рублевский»). При этом в Минске есть магазины класса «премиум» типа «Престона», к ним активно стремятся «Европейский» и «Либретик». Вместе с тем средняя ниша здесь практически не занята, и именно в ней стоит ждать наибольшей активности новых и старых игроков. Можно с большей степенью уверенности сказать, что в республике будут бурно развиваться дискаунтеры типа «Корзинки» и «Рублевского».
Одиночные магазины скоро вымрут
У одиночных магазинов никакого будущего нет. В той же Москве на сегодняшний момент осталось не более 20 привлекательных объектов, работающих по принципу «сами по себе», но они подвергаются жесточайшим атакам со стороны сетей. Вопрос их присоединения — дело очень короткого времени. Исторические корни этого процесса зарыты в Голландии. Там в 30-е годы появилась сеть «Спар» (маленькие магазинчики площадью от 30 до 100 метров стали объединяться в сети против крупных).
. Благодаря «Спар» появилось понятие единых распределительных центров, начали продавать права на использование марки, зародились современные торговые технологии. Уже то, что сети позволяют равномерно распределять издержки между несколькими магазинами, создают удобное единое управление, ускоряют передачу информации, дают возможность добиваться определенных льгот у поставщиков, может означать одно: в Беларуси рано или поздно начнут развиваться свои сети. Ими легче управлять, открытие каждой новой точки минимально по срокам. Месяц обычно уходит на ремонт взятого в аренду помещения, две недели идет на запуск. Особенность их в том, что все рассматривается как единое целое: единый ассортимент, единая расстановка продавцов, единое оформление и т.д.
Особенности торговли
В Беларуси торговля и ее успешность, в первую очередь, определяется степенью поддержки государства. При этом финансовой культуры пока нет у большинства директоров, применяемые ими технологии несовершенны. В частности, в минских магазинах практикуется суммовой учет, хотя количественно-суммовой гораздо точнее. Прибыль теряется на ровном месте. Для сравнения. Развитие сетей означает инвестиции в технологии, маркетинг, обучение персонала. Государство подобного финансирования обеспечить не может.
Слухи о приходе российского капитала
Слухи о том, что Россия сегодня потихоньку скупает «выгодную» белорусскую торговлю, и открытие сетевых магазинов по стране — тревожный сигнал для белорусов, несостоятельны. На самом деле ничего не скупается, поскольку со стороны белорусского государства выстроен очень серьезный барьер, а приватизация фактически приостановлена. Пока торговые объекты берутся россиянами в аренду, не более того. Никакой скупки недвижимости «в центре столицы», как кое-кто успел заявить, не происходит. Нынешние процессы можно назвать торговым экспериментом с привлечением внешних капиталов (в первую очередь — российских). Кстати, если бы Россия и пришла сюда серьезно, то начала бы с приобретения крупных отраслей, типа нефтегазовой. А розничные магазины в Беларуси россиянам будут интересны очень нескоро.
POS-терминалы, сканеры
В 2005 году Минск решил оснастить все средние и крупные магазины современной техникой. Зачем это нужно? В первую очередь, чтобы добиться максимального удобства для ведения бизнеса, а также быстроты проведения кассовых операций (благодаря штрих-кодированию). В России в момент перехода к жесткому капитализму как раз на этом уровне все делалось очень плохо. Штрих-коды «лепили» все, кому ни лень, очень часто возникали проблемы. Но сегодня можно сказать, что сети воспитали поставщиков, и они обеспечивают торговлю товарами в соответствии с самыми строгими требованиями, в том числе и на уровне штрих-кодирования. Кстати, скорость продаж в таком технически модернизированном магазине может увеличиться в 2-2,5 раза.
Гипермаркеты
Если гипермаркет открывается, розничная торговля в радиусе километра умирает. Этот закон действует во всем мире. Тем не менее, открытия первого минского гипемаркета розничной торговле бояться не стоит. Появление такого формата ничего не изменит на рынке розничной торговли в Беларуси. Тот же «Ашан» погоды на московском рынке в итоге не сделал, хотя отчаянно занимался демпингом и другими некрасивыми вещами. Никто, в конце концов, не отменял магазинов у дома, где всегда можно купить молочные товары, бакалею и т.д., забывая о том, что это можно купить еще и в гипере. В то же время могу сказать, что создание гипермаркета — сложный процесс. В него входят и сложная логистика, и необходимость обеспечить бесперебойные поставки, и вышколенный штат, и современная технология учета, и своеобразное складирование. Упомянутая уже компания «Ашан» при открытии своего гипера в Москве начала фактическую деятельность за 9 месяцев до его открытия, за полгода до времени Х начали набирать штат. И все же шероховатостей при открытии было очень много.
Вчера, сегодня, завтра
Вчера царила советская система прилавочного типа со всеми вытекающими последствиями. Сегодня наблюдается переходный период. В республике проявляется довольно острая конкуренция. В итоге государственные и некоторые частные торговые предприятия начинают волноваться по поводу будущего. Так в Беларуси идет строительство современного ритэйла. И уже сейчас всем, в том числе и государственным предприятиям, придется применять новые технологии, обучать своих людей и т.д. В противном случае никакого будущего у них не будет. Ведь потребитель быстро привыкнет к усиливающемуся качеству торгового обслуживания и уйдет к соседям. В 2004 году общее состояние торговли в Беларуси повторяет состояние российской образца 1998 года (сразу после банковского кризиса). Тогда многие оптовые компании начали открывать розничные магазины. На сегодняшний момент благодаря этой активности крупнейший рынок России — Москва — уже поделен. То же самое произойдет в Минске. Если экономическая ситуация не дойдет до абсурда и государство не начнет вставлять палки в колеса, то современные розничные сети в Беларуси будут развиваться достаточно динамично. В 2005 году все основные игроки удвоят число магазинов, появятся новые проекты, а понятие «распределительный центр» войдет в лексикон белорусских специалистов.

[Газета «Продовольственный рынок» №11, август 2004 г. ] 08.10.2004


Найти: на:


Сайт управляется системой uCoz