КОЛХОЗНЫЙ РЫНОК 2004

№ 12 [429] от 29.03.2004

КОЛХОЗНЫЙ РЫНОК
Автор: Ольга МИКША
На прошлой неделе вступили в силу новые правила торговли на мелкорозничных рынках. Ради защиты прав потребителя с открытых лотков под крышу переместились шубы, бытовая техника, электроаппаратура, часы, антиквариат, оружие и драгоценности. Не на каждом рынке теперь можно купить алкоголь и сигареты, импортные товары должны сопровождаться исчерпывающей информацией на государственных языках Беларуси, а каждый продавец обязан иметь бэдж с именем и фамилией.

Новые правила рыночной торговли утверждены постановлением правительства еще три месяца назад, объединив в один документ разрозненные до того времени требования различных ведомств. Так, документ сильно откорректировал ассортимент открытых рядов в сторону сокращения, а на продавцов наложил дополнительные обязанности для скорейшего достижения цивилизованных форм торговли. Теперь на передвижных прилавках более 330 белорусских рынков запрещены к продаже изделия из натурального меха и кожи, вычислительная и бытовая техника, теле- и радиоаппаратура, телефоны, фотопленка и фотоаппараты, часы, антиквариат, оружие, боеприпасы, армейское снаряжение. Эти виды товаров могут продаваться только в магазинах, стационарных киосках или павильонах торговых центров. Драгоценности, пиротехника и сахар допущены к реализации через расположенные на рынке магазины.
Ужесточены требования к оформлению реализуемых на рынках товаров, причем новшества коснулись как предпринимателей, так и частных лиц. Очевидно, что никто не захочет покупать огурцы у частника, больного активной формой туберкулеза. Поэтому главный санитарный врач требует, чтобы частник вместе со своими огурцами привозил справку о своевременном прохождении флюорографии. А для профилактики правонарушений милиция желает видеть справку сельсовета или председателя дачного кооператива о том, что овощи выросли непосредственно под чутким руководством продавца - без нее администрации рынка придется отказать в заключении договора. Печенью и конфетам с запахом бензина или истекшим сроком годности надежный заслон поставил Минторг: рынки должны выделить площадь для размещения складов и фасовки сыпучих бакалейных и кондитерских изделий, чтобы товар продавался расфасованным в пакеты с указанием даты и фамилии упаковщика.
НУЛЁВОЧКИ»
А одно из положений новых правил и вовсе вызвало недоумение со стороны руководства многих рынков и работников, а после прошедших выходных, полагаем, и некоторой категории потребителей. С точки зрения Совмина, продажа крепких напитков и сигарет в кафе и магазинчиках на территории рынка не востребована - мол, разве после рюмки-другой будет до покупок? Поэтому крепкий алкоголь и табачные изделия оказались вовсе запрещены к продаже. Впрочем, правительство весьма избирательно подошло к этому вопросу: право продавать товар двух самых доходных позиций (по оценкам специалистов, водка и сигареты «делают» десятую часть оборота) получили более ста рынков Белкоопсоюза - как материальную компенсацию за убыточное обслуживание социально незащищенного сельского населения. Теперь купить вино в фирменном магазине официального поставщика молдавских заводов в Ждановичах или выпить рюмку водки в кафе на Комаровке, согласно новым правилам, уже нельзя, а употребить горячительное на Червенском базаре под купленную здесь же сигаретку - можно. В целом соотношение по стране рынков, по-прежнему торгующих алкоголем и табаком, и потерявших такое право - один к двум.
С ВЕЩАМИ НА ВЫХОД
Нововведения, направленные на улучшение сервиса, непременно отразятся на финансовом положении торговцев и покупателей. Перевод значительного товарного ассортимента с открытых рядов в стационарные павильоны неминуемо вынудит предпринимателей несколько поднять цены и сократит доходы. Например, в Ждановичах открылся торговый центр на площади 10 тыс. кв м - «Мир моды-3». Вероятно, именно сюда перенесут торговлю товарами, запрещенными к продаже с передвижных прилавков. Бесспорно, здесь тепло и при примерке не придется стоять на газете. Однако цена аренды квадратного метра заметно отличается - место в открытом ряду на ждановичском рынке стоит 218 тыс. рублей в месяц, во столько же обходится палатка, а вот «удобства» уже дороже: квадратный метр стационарного киоска стоит 35 тыс. рублей в месяц, а стандартный 12-метровый павильон в торговом центре - 85 тыс.
Впрочем, рост расходов на аренду - не самая большая беда, с которой теперь столкнутся предприниматели. Далеко не каждый рынок способен предоставить арендаторам площади, удовлетворяющие новым правилам торговли. К примеру, вещевой рынок «Динамо» смог оборудовать только одно отапливаемое помещение для торговцев мехом - на 75 мест под одной из трибун. Остальным предпринимателям этого рынка, реализующим товары из запрещенного перечня, придется уходить на другие рынки либо менять ассортимент. За три месяца с момента утверждения новых правил с «Динамо» ушли более 350 предпринимателей, торговавших меховыми изделиями и бытовой техникой. Директор вещевого рынка «Динамо» Леонид Щербаков затруднился оценить ущерб для предприятия от нововведений - «это будет видно по истечении месяца», но уверен, что он непременно будет - «предприниматели не станут заключать договора на апрель, сократятся выручка и налоговые платежи».
Как считает руководитель по связям с общественностью рынка «Ждановичи» Леонид Чварков, рынки будут выполнять новые требования, но параллельно намерены посылать свои предложения по их усовершенствованию. «А вот если бы представителей рынков пригласили к диалогу, новые правила можно было бы принять без корректировок», - считает он.
Однако жалобы в Минторг поступают в основном от частников, торгующих в сезон сельхозпродукцией и озабоченных необходимостью собирать справки о себе и товаре, и предпринимателей, недовольных необходимостью переводить сопроводительные документы к импортным товарам на удобочитаемый язык. Алкогольно-табачные интересы торгующих вызвался защищать Белорусский союз предпринимателей. Однако, как сообщил начальник организационного управления Минторга Вячеслав Драгун по итогам очередного заседания межведомственного совета по работе рынков, именно эти требования останутся в силе.

 
Мои ресурсы
Розничный рынок Белорусии 2004
Торговый центр «Купаловский»
Розничный рынок Белорусии 2004
Могелев
Cеть магазинов коллективного предприятия Продсервис
 
 
Напишите мне


Сайт управляется системой uCoz