|
ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВЛИ Говорят минские специалисты
Светлана КОБЕЦ, заместитель директора универсама «Столичный»:
Фирмы-посредники часто предъявляют нам претензии: почему мы не берем на реализацию их продукцию? Вопрос этот не совсем в моем ведении, но могу сказать, что отказы связаны с качеством продукции. Да, нам хотелось бы больше продвигать белорусских производителей. Но наши предприятия не могут быстро технически перевооружаться, а это означает недостаток новых качественных продуктов. На Западе к таким вещам совершенно другой подход, там мгновенно реагируют на запросы рынка. В итоге мы должны брать из-за пределов республики то, чего не производят в Беларуси. Однако когда начинается конкуренция на прилавке, люди быстро разбираются сами, в чью пользу им голосовать рублем. Например, конфеты в коробках фабрики «Коммунарка» покупают с удовольствием, а красивые российские коробки лежат. Почему? Наши ведь заполнены полностью, и люди знают, что платят за продукт, а не за упаковку. А в огромных российских коробках оказывается всего 150-200 г конфет. Уже этот пример позволяет мне быть на стороне белорусских производителей. Однако здесь есть проблемы. И немалые. Белорусские региональные предприятия готовы нам поставлять продукцию высочайшего качества. Например, небольшой мясоперерабатывающий завод «Белатмит» (Быхов) поставляет интереснейшую продукцию, которой просто нет в городе. Это и языки свиные копченые, и различные рулеты, и полуфабрикаты. Городейское предприятие «Викос» привозит очень качественную сыровяленую продукцию. Из Волковысска, Гродно, Слонима продукция тоже сразу же раскупается. Люди уже ее знают и спрашивают. Но мы не можем брать у региональных производителей ее в том объеме, в котором бы могли. Ни для кого не секрет, что нас обязывают реализовывать продукцию столичных предприятий. Причем по качеству она бывает ниже региональной, а по цене выше. По этой причине сегодня нам все меньше хочется работать с Минским мясоперерабатывающим предприятием и Минским мясокомбинатом. Да и ассортимент там один и тот же из года в год. А чтобы ассортимент увеличить, мы вынуждены брать российские паштеты с грибами, с паприкой, ветчину из свиного окорока с индюшатиной внутри. Надо нашим предприятиям как-то пошевелиться и начинать разрабатывать новые виды… По молочникам есть у нас претензии к Минскому гормолзаводу №3 из-за очень плохой упаковки. Хватает вопросов. Ситуация очень серьезная. Государству пора наконец повернуться лицом к розничной торговле. С надбавками торговыми никак не могут определиться: то увеличивают их, то снимают, то опять увеличивают. А каково нам в этой свистопляске?
Алексей СОКОЛ, начальник отдела организации торговли ОАО «ЦУМ Минск»
По сравнению с прошлым годом количество покупателей уменьшилось. Из 40 тысяч человек, которые ежемесячно бывали в нашем магазине, осталось примерно 37 тысяч. Кроме того, мы отмечаем уменьшение средней стоимости покупки по сравнению с не самым благополучным 2002 годом. Все это свидетельствует об очередном снижении покупательской способности населения. Замечу, что удельный вес продовольственной группы в общем объеме товарооборота нашего предприятия составляет 8-10%. Мы на эту группу упор и не делаем. А вот в промтоварной группе, составляющей 80% товарооборота, стараемся работать напрямую с отечественным производителем. Он берет на себя обязательства по гарантийному обслуживанию, да и любые другие вопросы можно решить оперативно. С российским товаром (тем более с другими из дальнего зарубежья) часто возникают проблемы. Зачем они нам?
Тамара ХУЛАКОВА, директор магазина «Продукты» ОДО «Франикс»
Магазин наш маленький, товарооборот около двух миллионов в день. Стараемся продавать то, что востребовано нашими покупателями. А востребована продукция районных предприятий. По логике, если мы больше продадим, больше и прибыль будет. Но все получается не так гладко. Нас чуть ли не в принудительном порядке заставляют брать продукцию столичных предприятий. При этом с тем же Минским перерабатывающим заводом в городе мало кто готов добровольно работать. Там продукция даже высшего сорта обычно очень плохого качества, на нее и смотреть не хочется, не то что покупать. Иной покупатель раз-другой придет, купит столичное и больше к нам не ходит. Такая вот поддержка производителя получается. За наш же счет.
Тамара ХУЛАКОВА, директор магазина «Продукты» ОДО «Франикс»
[Газета «Продовольственный рынок» №3, декабрь 2003 г.] 22.12.2003
Александр ГЛУШКОВ, директор ЗАО «Универсам Юго-Запад»»: «НЕ НАДО МЕШАТЬ ТОРГОВЛЕ РАБОТАТЬ»
— Александр Ильич, что, на Ваш взгляд, является основным тормозом в развитии торгового предприятия? —Это наценки. Если бы торговую наценку хотя бы на «социально не значимые товары» отпустили, мы бы получили прибыль, которую можно было бы пустить на переоснащение. Но у нас все регулирует государство, которое просто-напросто не дает нам заработать. Ну, откуда чиновник в министерстве экономики знает, как и что у меня продается? Не надо мешать торговым предприятиям регулировать цену на месте. Ведь никто сегодня не будет необоснованно завышать торговую наценку: покупатель не дурак, он сориентируется и уйдет к твоему конкуренту. А тут еще на носу у нас открытие гипермаркетов. И где мне взять прибыль, чтобы хотя бы технически подготовиться к их приходу? Я предлагаю сейчас под эгидой министерства торговли и министерства экономики создать специальные рабочие группы. Пусть они хотя бы месяц поработают в 5—10 торговых предприятиях Минска и других городах Беларуси. Пусть посмотрят, как поставляется товар, как он реализуется, какой есть остаток. Может быть, тогда в министерствах увидят: возможно ли в нынешних условиях среднему торговому предприятию развиваться дальше или нет?
— Как бы там ни было, но работать Вам придется в любых условиях.
— Разумеется. Может быть, придется объединяться нашим универсамам в крупные сети, какие-то ассоциации. Надо находить более современные, гибкие пути организации торговли. Новые формы, если у нас получится, могут оказаться для людей более удобными, чем в гипермаркете. Кстати, я хочу поспорить со многими моими коллегами: приход гиперов — не преждевременный. Они, возможно, подтолкнут многие наши предприятия к улучшению организации торговли. А то многие готовы были по старинке работать еще лет 50. Есть другая проблема: должны быть созданы равные условия для работы как отечественных торговых предприятий, так и гипермаркетов.
— Правда ли, что некоторыми товарами Ваш универсам торгует вообще без наценок?
— Да, и это наша инициатива. Мы продаем без наценок малообеспеченной части населения ливерную и кровяную колбасу, один вид вареной колбасы. Раньше еще продавали и один вид хлеба. Мне кажется, не мешало бы утвердить перечень социально значимых товаров (хотя бы по одному виду) и продавать их без наценки, но определенной категории населения. — Вы готовитесь к работе со штрих-кодированием? — Мы общались со всеми фирмами в Минске, которые готовят соответствующие программы и поставляют технологическое оборудование. Из них только с двумя можно работать, все остальные предлагают оборудование вчерашнего дня. Штрих-коды — это хорошо, но для нашего универсама, например, требуется 90 тысяч долларов, чтобы приобрести все необходимое и перестроиться на работу со штрих-кодированием. При нынешней наценочной политике это практически невозможно. Я боюсь, что к положенному сроку (если, конечно, ничего не изменится), большинство торговых предприятий должны будут или закрываться, потому что не смогут это оборудование закупить, или же сроки введения штрих-кодирования перенесутся. А если еще учесть и то, что многие предприятия не имеют штрих-кодов на своей продукции, значит, и эта проблема ляжет на плечи торговли: мы должны будем брать кредиты, увеличивать штат сотрудников и т.д. При таком повороте с массовым приходом гипермаркетов нас можно будет брать голыми руками.
— Есть ли у Вас претензии к поставщикам?
— С поставщиками из областей у нас великолепные отношения. Здесь у меня бывали и директора, и замы, начальники отделов сбыта предприятий мясомолочной промышленности практически со всех регионов республики. Они постоянно интересуются: какая продукция у нас идет лучше, какая — хуже, что надо завезти? А вот что касается минских предприятий, то кроме заместителя директора завода «Кристалл», я здесь никого не видел. Проблема известная. Регионы сюда пробиваются как сквозь пограничный кордон, а столичным предприятиям этого не нужно, у них есть надежный тыл
— Мингорисполком с его Главным управлением потребительского рынка, негласно принуждающим торговлю брать столичную продукцию. В Минске есть единственное предприятие, которое самостоятельно работает и без всяческой поддержки может устоять — это «Алiварыя». Ну еще «МЛИТЕПС», но с большой натяжкой. Все же остальные (в том числе и монополисты) — искусственно рожденные, как бы из пробирки. Без постоянной государственной подкормки они просто погибнут.
Беседовала Людмила ШЕСТОКОВИЧ
[Газета «Продовольственный рынок» №11, август 2004 г. ] 08.10.2004
Леонид ВОЛОДЬКО, директор ОАО Универсам «Корженевский»: «ДИРЕКТОР СЕГОДНЯ — ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
— Леонид Григорьевич, сегодня многие руководители торговых предприятий называют массу причин, мешающих им нормально работать. Каково Ваше мнение на сей счет?
— Мне довелось побывать в разных странах и должен сказать: при всех наших недостатках мы живем неплохо. В Минске сегодня спокойная, деловая обстановка и это главное. Что еще требуется для нормальной работы? Можете мне сказать, что не все в стране одинаково кушают?.. Но это же закономерно, потому что не все у нас одинаково работают. И руководители торговых предприятий здесь не исключение.
— По-Вашему, если предприятие убыточное, то виноват директор?
— А вы серьезно думаете, что каждый, сидящий сегодня в директорском кресле, соответствует своей должности? Отнюдь. Да, человека можно десять лет учить играть на баяне, но без таланта он ничему не научится. Так и с руководителем: здесь нужно обладать талантом. Директор сегодня — главный архитектор предприятия. Он должен быть очень требовательным к себе, обладать задатками изобретателя, организаторскими способностями, изучать торговую стратегию лучших отечественных и западных предприятий, опыт внедрения новейших технологий и, по возможности, применять это все у себя, изучать спрос населения. Причем привлекать к этому делу нужно весь коллектив магазина. Надо не только говорить людям о достижении таких-то показателей, а доходчиво рассказать, как и что для этого нужно сделать. А чтобы у коллектива было желание работать и улыбаться покупателю, должны быть созданы нормальные условия для работы. Вот тогда можно и отдачи требовать.
— Судя по всему, у Вас это получается.
— Получается…
— Например…
— У покупателя ведь отношение к предприятию складывается из многих факторов: первый — это широкий ассортимент, а он у нас сегодня есть. Мы не завозим товар тоннами или ящиками, кое-что у нас завозят даже по 2—3 банки, но этот товар всегда есть в наличии. К тому же, чем шире ассортимент, тем больше объем товарооборота. Второй фактор — культура обслуживания. Сегодня очень трудно изменить психологию кассира с 30-летним опытом работы и добиться, чтобы он говорил покупателю «спасибо». Мы с каждым продавцом работали индивидуально и добились этого. Кроме того, покупателю создает настроение даже такая мелочь, как цветы, выставленные у входа. Для этого ведь не нужны миллионы. Разве не так?
— Традиционный вопрос: каковы отношения с товаропроизводителями?
— Мы торгуем преимущественно продукцией столичных предприятий, проблем с ними у нас нет, поставки идут ритмично. Из регионов берем немного, ради ассортимента. А что касается колбас и копченостей, то мы ведь находимся в зоне Минского мясокомбината, что тут еще добавить. Надо сказать, что их продукция у нас идет на «ура». Да и не в наших интересах, чтобы она залеживалась.
— А если рядом появится серьезный конкурент?
-А он уже строится, в районе Слуцкого шоссе. И я не думаю, что появление гипермаркета как-то повлияет на наш магазин. Хотя мы тоже не сидим сложа руки, готовимся. В скором времени думаем открыть отдел, который будет работать круглосуточно. И еще хочу сказать на тему гипермаркетов. Основная масса нашего населения живет на зарплату. Я сомневаюсь, что большинство минчан вот так поедет в гипермаркет покупать какие-то особенные морепродукты или другую экзотику. Чем может гипермаркет привлечь покупателей? Разве что ценой, если она окажется где-то наполовину меньше, чем в других магазинах. Но здесь у меня есть большие сомнения.
Беседовала Людмила ШЕСТОКОВИЧ
[Газета «Продовольственный рынок» №11, август 2004 г. ] 08.10.2004
|
|