"ЧАСТНАЯ ТОРГОВЛЯ ВОЗЬМЕТ ВВЕРХ" Марк ВЕЙНИН, директор Торгового центра «Степянка»:
"ЧАСТНАЯ ТОРГОВЛЯ ВОЗЬМЕТ ВВЕРХ" Марк ВЕЙНИН, директор Торгового центра «Степянка»:
— Марк Семенович, частные предприниматели в Беларуси переживают не самые лучшие времена. Вас не смущало это обстоятельство накануне открытия Вашего торгового центра?
— Думаю, рано или поздно здравый смысл восторжествует, и многое будет делаться так, как выгодно людям, а не чиновникам. Вы наверняка слышали, как народ на рынках и в магазинах кроет коммерсантов: мол, цены повышают и т.д. Но народу невдомек, что не коммерсанты виноваты в том, что цены подымаются. Гораздо больше ответственности лежит на государстве, которое оказывает беспрецедентное давление на этих самых коммерсантов. Я лично считаю, что большинство наших предпринимателей — несчастные люди, особенно женщины. Они стоят целый день на ногах, чтобы прокормить семьи. Не видел я, чтобы тут кто-то в торговле деньги лопатой греб. А у населения под влиянием все тех же чиновников создается иное впечатление.
— Вы считаете чиновников виновниками всех предпринимательских бед?
— Разумеется. Законодательство наше, в сущности, неплохое. Только не мешало бы создать специальную структуру, которая могла контролировать выполнение действующих законов. Взять хотя бы последние события: на тракторном заводе были шикарные магазины, а их взяли и в одночасье закрыли. Это сколько же человек на улицу выбросили?! Предприниматели ведь платят налоги, и неплохие, работают. Но когда их оставляют без средств к существованию, начинают выходить из себя и ругать президента. При чем здесь президент, извините? Я убежден, что виноваты отдельные чиновники, к тому же живущие за наш счет. И этот беспредел пока никто не может остановить. В той же Москве, в центре, чуть ли не на Красной площади, может стоять ларек и никому не мешать. Главное — чтобы его владельцы платили положенные налоги, и никто их трогать не будет. А у нас что происходит? Люди деньги вкладывают, создают свой торговый бизнес, а потом это все в один момент исчезает по чьей-то воле.
— И что можно сделать в такой ситуации?
— Предпринимателю надо дать спокойно работать. А он в свою очередь никогда не полезет в политику, не будет создавать напряженности в обществе, не станет разрушать устои. Ведь сегодня люди забастовки не потому устраивают, что им нечего делать и они оппозиционеры… Просто они хотят спокойно заниматься тем делом, которое им близко. Мне, например, эта политика сто лет не нужна. И таких среди нас — абсолютное большинство.
— Марк Семенович, давайте поговорим о Вашем торговом центре. Насколько мне известно, он построен за счет иностранных инвестиций. А товары здесь будут тоже иностранные?
— Здесь присутствует 70% частного латвийского капитала (остальное — средства «Беларусбанка»). А что касается иностранной продукции, то здесь я хочу уточнить. Мы сегодня наладили неплохие контакты с лучшими белорусскими предприятиями, в основном региональными. Снов, Волковыск, Слоним, Борисов, Кобрин. Из столичных производителей можно отметить Минский мясокомбинат, где много новинок. Надеюсь, со временем в нашем торговом центре действительно можно будет купить много импортной хорошей продукции (те же фирменные сыры из Прибалтики). Увы, пока это накладно, в первую очередь — из-за дорогой растаможки.
— С городскими властями у Вас, судя по всему, пока трений не возникало? Я имею в виду негласные рекомендации по реализации продукции сугубо столичных предприятий на минском рынке.
— Должен вам сказать, что мы не новички на белорусском рынке, уже более 10 лет здесь работаем. Мы реализуем белорусскую продукцию — неважно, из глубинки она поступила или из столицы. Так что не нужно нас учить уважать законодательство по телефону. К тому же многие минские предприятия могли бы давно улучшить и качество, и внешний вид своей продукции — это же старая как мир проблема.
— Давать прогнозы — дело неблагодарное, но все-таки… Каким Вам видится будущее белорусской торговли?
— Будущее за частными предприятиями. Я могу это смело утверждать, поскольку видел, как аналогичные процессы происходили за рубежом. Когда есть хозяин, он переживает за свое предприятие, всячески старается подстроиться под требования покупателя, одним словом — держит марку. Вы зайдите в любой государственный магазин. Уже с порога почувствуете себя незваным гостем, а зайдите в частный — и вот он, контраст. Здесь и думать долго не надо, кого народ выберет. Частная торговля все равно возьмет верх. И многие здесь это чувствуют, потому и препятствуют ее развитию.
Беседовала Людмила ШЕСТОКОВИЧ
[Газета «Продовольственный рынок» №12, сентябрь 2004 г.] 08.10.2004
Сайт управляется системой uCoz
|