Латышский торговый центр
Сеть универсамов — звучит впечатляюще?!
Белоруский рынок
РОЗНИЧНЫЕ СЕТИ В РЕГИОНАХ Белорусии

Наиболее бурное сетевое торговое развитие еще не так давно наблюдалось даже не в столице, а в экономически скромном, патриархальном Витебске, где работает ОАО «Веста». Один из наших авторитетных экспертов уверен, что «Веста» на сегодняшний день —единственная в Беларуси своя серьезная сеть. Предлагаем вашему вниманию интервью с директором ОАО «Веста» Рейманом ВЕНИАМИНОВЫМ. Этот человек, принципиально не дающий интервью никому, для нашего издания сделал исключение.
— Рейман Карлович, есть ли у Вас проблемы, связанные с развитием, с той же налоговой сферой? Каковы предварительные итоги первых восьми месяцев работы для «Весты» в целом?
— Я бы не хотел углубляться в конкретику. Достаточно сказать, что 7 сентября у нас открылся новый торговый центр торговой площадью 1757 м2. На сегодня это — один из крупнейших магазинов Витебска. Что касается проблем с налогами, то их не существует. Мы действуем строго в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, играем по всем правилам. Откуда же могут быть проблемы? — Несколько месяцев назад все предприятия торговли и общепита всколыхнуло постановление Министерства по налогам и сборам о так называемой «налогооблагаемой прибыли». Если бы эта инструкция работала, то большинство торговых предприятий вынуждено было бы закрыться или преобразоваться во что-то другое. Разве не так?
— Некоторые проблемы возникли, в том числе и у нас. Но они быстро разрешились. Министерство вовремя отреагировало на рекомендации специалистов, так что все вопросы автоматически были сняты. Что бы там ни говорили, налоги были, есть и будут. Ни одно самое развитое государство в мире не выживет без этого. Возьмите ту же Швецию. Ее благосостояние во многом завязано на жесткую налоговую политику.
— Швеция — это здорово, но она славится именно продуманной налоговой политикой. В Беларуси же многие директора торговых предприятий недовольны своим налоговым бесправием. Тот же минский «Постторг» из заработанных в апреле чистых 98 млн.рублей 90 млн. отдал на налоги. Примеров можно приводить много. Но суть их сводится к одному: розничная торговля и ее руководство массово жалуются на засилье чиновничества, несовершенство законодательства, да и на строительство сети гипермаркетов.. Как с этим быть?
— Жаловаться на жизнь и на условия работы — самое бессмысленное, что может придумать руководитель. Я считаю, что так поступают чаще всего те, кто не хотят или не могут работать. — Не согласен. Эти люди работают, работают много. Просто они хотят определенной поддержки со стороны государства, осознания того, что торговля — это тоже производство, а не способ спекуляции. Неужели это справедливо? — Мне сложно комментировать то, что Вы говорите. Но не будете же Вы отрицать, что законодательство одинаково для всех торговых предприятий? Так почему кто-то находит в нем только проблемные точки, а кто-то работает каждый день по 12 часов и зарабатывает? Я повторю свою мысль: причины всех своих неудач руководителям торговли нужно искать в себе, а не в государственной политике и не в законодательстве.
— У меня есть информация, что ОАО «Веста» сегодня становится монополистом на рынке Витебска, вытесняющим все другие предприятия с данного рынка в духе какого-то борца сумо.
— Мы не монополисты, «покрываем» до 20% официально учитываемого товарооборота в Витебске, не больше. Почему нам кто-то проигрывает здесь? Это скорее их проблемы, завязанные на неумение выстроить свою стратегию применительно к складывающимся условиям. Тем, у кого результаты уступают нашим, могу посоветовать обратить внимание на так называемые мелочи: трудовую дисциплину, анализ тенденций в современной торговле, выбор поставщиков. Наконец, важно умение общаться и с подчиненными, и с партнерами по бизнесу, и т.д. Достаточно простого порядка, но локального, во всем.
— Что представляет собой Ваша сеть?
— У нас работают 2000 человек, всего 43 магазина. Самое трудное сегодня для нас — конкурировать с неорганизованной торговлей и «рынками». Объем продаж на них, в том числе бесконтрольных, по-прежнему большой, да и товарооборот весьма приличный.
— Насколько перспективно развитие торговли на лотках, в различных палатках, на стихийных рынках? — Ни о какой цивилизованной торговле там говорить не приходится. Невозможно в этих точках организовать процесс, соответствующий современным требованиям. Думаю, со временем они уйдут в небытие. У нас же появится новая конкурентная среда, которая все отрегулирует.
— Что такое эта пресловутая конкурентная среда для «Весты»? В Минске в данном контексте принято говорить о гипермаркетах. Но в Витебске их вроде бы не предусмотрено.
— А они здесь и не нужны. У нас в регионе нет ни таких денег, ни такого количества покупателей, как в Минске. Кстати, в масштабе Беларуси у гиперов есть довольно много отрицательных моментов. Ни для кого не секрет, что они способны подмять под себя многие мелкие и средние торговые предприятия. Во всем мире сейчас невозможно получить разрешение на их строительство. Но в Беларуси решили их строить.
— Вы не думаете, что в чем-то сейчас противоречите себе? Ведь создатели первых отечественных гипермаркетов уверяют, что они — за разумную конкуренцию. То есть белорусские гипермаркеты будут вытеснять с рынка только тех, кто не хочет и не умеет работать. Эту же мысль Вы высказали в начале беседы, когда говорили о том, что все проблемы отстающих магазинов и их руководителей от неумения работать. А сейчас Вы почему-то выражаете сомнение по поводу правильности политики гиперов, позиционирующих себя «санитарами торгового леса».
— С одной стороны Вы правы. Но тогда мне нужно внести коррективы в свою мысль. Хозяева гипермаркетов могут говорить что угодно. Есть одно «но»: как бы хорошо ни работали небольшие частные торговые предприятия, они не смогут обеспечить у себя ассортимент, хоть немного сопоставимый с тем, который готов обеспечить средний гипер. А если нет такого ассортимента и, соответственно, объема закупаемой партии товара, значит, нет возможности получить серьезную торговую скидку. Все, ты уже проиграл на самом старте, ведь ценовой фактор для белорусского покупателя остается важнейшим. Далее. Как белорусская промышленность сможет обеспечить ассортимент в 60-80 тысяч товарных единиц, требующихся в среднем гипере? Это невозможно. Значит, товары будут завозиться из-за пределов республики, а большая часть прибыли уйдет из страны. Так что вопрос здесь не в организации работы гипермаркетов, а в заведомо несправедливой конкуренции, которую они маскируют под красивыми фразами.
— Как же отразится на белорусской розничной торговле приход гипермаркетов и развитие крупных сетей с привлечением иностранных капиталов?
— В первую очередь, это приведет к конкуренции. Сейчас очень важно понять и просчитать, какими методами они будут с нами конкурировать.
— Да разными, конечно, в том числе и нецивилизованными…
— Я понимаю, что разными. Если они будут изначально готовы пойти на многомиллионные убытки, то многие средние и мелкие предприятия в республике умрут. Но этот вариант — крайний, я о нем стараюсь не думать. Разумнее сказать, что конкуренция в торговле всегда была, есть и будет. А сейчас для белорусской торговли просто наступают новые времена, к которым нужно планомерно готовиться.
— В Минске розничные сети развиваются в основном за счет иностранных (в первую очередь — российских) капиталов. А за счет чего развивается Ваша сеть?
— Я никогда не сталкивался с привлечением иностранных капиталов и по этому поводу ничего интересного сказать не смогу. В масштабах Беларуси есть несколько путей развития. Либо наши предприятия будут развиваться за счет собственных капиталов, либо придут иностранные компании и подтолкнут этот процесс. Правда, эти процессы могут идти параллельно.
— Но Вы работаете за счет собственных средств?
— За счет собственных и заемных банковских кредитов.
— Каковы темпы роста «Весты»?
— В течение года они колебались в пределах 10-13%.
— Сколько это в денежном эквиваленте?
— Могу сказать лишь, что это очень небольшие деньги. К счастью, в последние месяцы восстанавливаются прежние торговые наценки в розничных магазинах. Это может существенно улучшить ситуацию.
— Вы можете назвать объемы продаж «Весты» за первую половину 2004 года?
— Это информация коммерческого плана.
— В Москве бытует мнение, что одиночные торговые предприятия обречены на гибель. Вы согласны с таким мнением, если спроецировать его на рынок Беларуси?
— Я бы не стал так категорично утверждать. Хотя одиночным, тем более — небольшим магазинам сегодня особенно тяжело. А вот когда они входят в общую сеть, их издержки делятся между всеми. Тогда слабым становится легче дышать.
— В «Весте» есть единый расчетный центр, единая бухгалтерия?
— Конечно. Правда, в отличие от современных российских торговых сетей, единая компьютерная система управления предприятием у нас только начинает развиваться.
— Как Вам видится прошлое, настоящее и будущее «Весты? Чего можно ждать покупателю и конкуренту от этого предприятия завтра?
— Можно я не буду отвечать на такие вопросы? Не хотелось бы, чтобы философия и идеология нашего предприятия стала достоянием потенциальных и действительных конкурентов. Для них должны быть неожиданностью все наши ходы. Вообще, любой руководитель не должен быть многословным. Ведь его слова можно всегда использовать против предприятия, если он слишком разоткровенничается. А сегодня я и так сказал более чем достаточно.

Беседовал Александр НОВИКОВ

[Газета «Продовольственный рынок» №12, сентябрь 2004 г. ] 08.10.2004


Найти: на:


Сайт управляется системой uCoz