Сеть универсамов — звучит впечатляюще?!

В конце декабря 2003 года в Минске открылся первый из сети супермаркетов «Рублевский» (2-й пер. Багратиона, 18а), а в начале февраля этого года — второй (ул.Ольшевского,4). На начало ноября 2004 года в столице действовало уже 6 магазинов этой сети.
Минская торговля в своем развитии дошла до этапа формирования розничных торговых сетей, догнав Москву десятилетней давности. Развивающиеся сети магазинов «Евроопт», универсамов «Соседи», «Корзинка» и «Рублевский» нашли своих покупателей и имеют все перспективы на дальнейший успешный рост. Тем более, что серьезной конкуренции у них нет. Это в западной терминологии «торговой сетью» называется предприятие, насчитывающее в своем составе от 15-20 торговых объектов. Нам до этого очень далеко. Сеть магазинов — звучит впечатляющее, несмотря на то, что магазинов может быть всего только два. Таковы у нас продовольственные магазины «Пчелка» и универсамы «Рублевские», уже начинающие гордо именовать себя сетью.
В чем же принципиальное отличие сети универсамов и супермаркетов от иных торговых объектов?
«В единстве наша сила»
Торговая сеть магазинов отличается единством — начиная с единого управляющего центра, общей стратегии развития, единого состава ассортимента, ценовой политики и заканчивая одинаковым цветовым оформлением торгового зала и формой персонала. Один из организационных принципов построения сети магазинов состоит в максимальном ограничении штата. Наличие доступа в реальном времени в локальные сети магазинов позволяет осуществлять за ними контроль из центрального офиса (при желании можно заглянуть и в кассовые терминалы). Установленное на находящихся в магазинах ПК программное обеспечение дает возможность как контролировать происходящее на них, так и дистанционно осуществлять техническую поддержку. Централизация бухгалтерии позволяет сэкономить существенные средства на технической поддержке.
Автоматизация информационных систем
При большой интенсивности информационных потоков необходимо иметь достаточно надежное автоматизированное обеспечение. Многие универсамы и супермаркеты (универсамы «Соседи», «SL-маркет», «Настюша» и др.) используют программу учета товарно-материальных ценностей ТМЦ «Ветразь». Однако она недостаточно адаптирована для информационного обеспечения сети магазинов. Есть более приспособленные автоматизированные технологии. К примеру, сетевой проект продуктовых супермаркетов «Рублевский» автоматизирован компанией «FIT» на основе системы «Gestori». Аппаратно-программный комплекс включает POS-терминалы «ABS», сканеры «PSC» и «Metrologic», весы «Mettler Toledo».
Красота, да и только
Большинство минских супермаркетов не могут похвастаться оптимальным ассортиментом. Ассортимент товаров может насчитывать до 15 тысяч наименований, но не быть оптимальным. Часто приходится слышать как товаровед или менеджер (с опытом работы) восторженно восклицает: «Ой, какие красивые баночки! Берем!», совершенно не интересуясь соотношением цены и качества, популярностью марки, спросом на данную продукцию и т.п., соблазнившись красочностью незнакомой упаковки и заманчивой возможностью взять красивые баночки на реализацию. В итоге торговое пространство замораживается мертвыми товарами с низкой проходимостью, а универсам превращается в выставку красивых, но абсолютно неликвидных баночек. Московские коммерсанты в области торговли давно ушли от этого. Оптимальный ассортимент универсама с торговой площадью 600-700 м2 насчитывает не более 5-7 тысяч товаров. Экспозиционная площадь используется с максимальной эффективностью. Предпочтение отдается брэндовым продуктам. При этом учитываются все категории покупателей по уровню доходов. Важно знать, что пищевые пристрастия большинства белорусских потребителей отличаются консервативностью. Отдав однажды предпочтение определенному товару, покупатель чаще всего купит любимый продукт, чем рискнет на новые вкусовые эксперименты. Это относится к любимому (самому ароматному) кофе, любимому (самому настоящему) сливочному маслу, любимым (самым неразваривающимся) спагетти, к любимым сигаретам и пр. К чему тогда многотысячный ассортимент, если, совершая обычный шоппинг, в ряду красивых баночек покупатель выбирает знакомое и проверенное? А ассортимент сетевого универсама ограничен (в отличие от крутых супермаркетов) продуктами действительно массового спроса. Конечно, вы вправе со мной спорить, обосновывать разумность роли супермаркетов — бесплатных выставок продуктового многообразия, приводить научные доводы… Это можно, но куда проще продать человеку то, что он действительно желает, удовлетворить его потребности и получить свою прибыль. Для этого и открываются магазины. Не так ли?
Цены
В современных условиях владельцам магазинов приходится постоянно изыскивать способы, как сделать их более привлекательными для покупателей, чем у соседа-конкурента. При сегодняшней конъюнктуре рынка, когда ассортиментом и сервисом никого собственно не удивишь, все определяют цены. Естественно, у этой проблемы имеется много вариантов решения, давно уже опробованных на Западе (в частности — предоставление скидок). Основной принцип дискаунта, т.е. скидки, состоит в том, чтобы цены в магазине были ниже, пусть даже не намного, но обязательно ниже, чем в любом другом магазине данного района. Это достигается за счет максимального сокращения всех накладных расходов и экономии на всем — от оформления магазина до количества персонала. Торговая сеть может позволить себе вести более гибкую ценовую политику в отличие от обычного супермаркета. Специальные предложения от крупных поставщиков, особые условия работы, возможность маневрировать ценовыми надбавками делают торговые сети серьезными конкурентами для других предприятий торговли. Следует отметить, что держать минимальные цены абсолютно на все товары не имеет смысла. Все-таки в нашей стране, в отличие от той же Америки, вирус распродажной истерии не поразил и нескоро поразит население. Даже при всех наших экономических трудностях копеечная экономия никем не возводится в принцип. Однако в идее дискаунтов есть рациональное зерно.
Перспективы
Как свидетельствует мировой опыт, розничные торговые сети сильно влияют на рынок страны в целом. Особенно ощутимо воздействие дисконтных сетей. Главным конкурентом многих супермаркетов остаются рынки. Руководство любого универсама, расположенного вблизи рынка, подтвердит, что основной товарооборот приходится на понедельник — день, когда продовольственные рынки не работают. В сознании наших людей еще присутствует укоренившийся стереотип, что на рынке продукция дешевле и свежее, разрушить который под силу лишь дисконтным магазинам. Если данный стереотип мышления рухнет, выиграют магазины всех форматов. Татьяна БОНДАРЧУК

[Газета «Продовольственный рынок» №6, март 2004 г. ] 10.05.2004

 
Мои ресурсы
Торговый центр латышей
Торговые сети провинции
Белоруский рынок
Топ сетей Белорусии
 
 
Напишите мне


Сайт управляется системой uCoz