|
Розничный рынок Белорусии 2004
№ 23 [440] от 14.06.2004
РОЗНИЦА РОЗНИЦЕ РОЗНЬ
Автор: Ярослав РОМАНЧУК
Анализ розничного товарооборота в 2003 - начале 2004гг. показывает, что правительство резко ограничивает потенциал белорусской торговли. Страдают потребители. Недополучает деньги бюджет. Недовольны акционеры. Зато Минторг успешно восстановил свой советский статус цербера магазинов и рынков.
РАЗМЫШЛЕНИЯ У СНЕСЕННОГО ЛАРЬКА
Статус розничной торговли в стране реально показывает, насколько власть доверяет людям. Если на продажу бананов или огурцов на улице требуется лицензия, значит, чиновник считает, что потребитель слишком глуп, чтобы самостоятельно сделать правильный выбор. Более того, в каждом продавце он видит потенциального преступника, который норовит отравить своего клиента.
Белорусский Минторг с каждым годом набирает себе все новые и новые полномочия. Он контролирует внутреннюю торговлю, систему бытового обслуживания населения, частично внешнеторговую деятельность, возврат валютной выручки, является «смотрящим» за рекламным рынком. Не много ли полномочий под отдельно взятой крышей министерства?
Глава Минторга Александр Куличков, подводя итоги развития внутренней торговли в 2003г., писал, что его ведомство отрабатывает «механизм наиболее полного удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах, организации торговли на качественно новом уровне». Можно представить, как строится мышление капитанов нашей экономики, если ликвидация удобных для потребителей точек продаж на улицах городов, удушение высокими ставками аренды и налогами, монополизация рынка путем развития псевдочастных гипермаркетов трансформируются в их отчетах в «механизм наиболее полного удовлетворения потребностей».
Кризис розничной торговли в Беларуси налицо. Цены на многие товары в наших магазинах выше польских, литовских или даже мировых. Потребители лишены широкого ассортимента товаров и услуг. У нас почти нет сезонных распродаж с реальными скидками до 80%. Белорусский средний класс предпочитает делать покупки в Литве или Польше. По экспертным оценкам, из-за чрезмерного регулирования розничной торговли средняя белорусская семья переплачивает за товары и услуги (промышленные и продовольственные) $450-500 в год. В Беларуси 3838,2 тыс. семей. Получается, что «зарегулированность» розничной торговли обходится нам в $1,92 млрд.
Таблица
СКОЛЬКО СТОИТ ОТСУТСТВИЕ КОНКУРЕНТОВ?
Итак, прямая цена отсутствия конкуренции во внутренней торговле Беларуси - почти $2 млрд, т.е. 11,5% ВВП. Это чуть меньше, чем доля всей внутренней торговли как сектора в ВВП - 12%. В отрасли занято 500 тыс. человек, или 13% от всех занятых в экономике. Эти люди работают в 24.200 магазинах, торговая площадь которых составляет 2492 тыс. кв. м. Общественное питание представляет собой 9 тыс. объектов на 636,9 тыс. мест. 1649 складов на 1333,9 кв. м, 296 рынков на 70 тыс. мест - также важные элементы инфраструктуры внутренней торговли. По официальной статистике, только 16% магазинов и 33% объектов общественного питания являются государственными. Остальные числятся как «негосударственные». Однако по оценке Александра Куличкова, «магазины и объекты общественного питания находятся в ведении 57 министерств, концернов, местных исполнительных и распорядительных органов». Чуть ли не каждый госорган стремится обзавестись если не своим магазином, то по меньшей мере кафе. Белкоопсоюз владеет 15.034 объектами, Минсельхозпрод - 1666, Минпром - 568, Минобороны - 277, Белорусская железная дорога - 558, Беллегпром - 301, местные исполнительные органы власти - 3613. 8584 объектов, не имеющие ведомственной подчиненности, в такой же степени обязаны выполнять приказы Минторга, как и их казенные «собратья».
В 2003г. розничный товарооборот вырос на 9,9% при прогнозе 7,5%. Промышленность регулярно поставляла в торговую сеть продовольственные и потребительские товары, доводя товарные запасы до 39 дней продажи. По данным Минстата, «на 1 мая 2004г. объем товарных запасов в розничной торговле составил 1112,4 млрд. рублей, что обеспечивает 41 день торговли из расчета однодневного товарооборота апреля 2004г.». Как пишет министр торговли, «меры государственной поддержки и защиты отечественных производителей позволили обеспечить увеличение продажи отечественных товаров в розничной торговой сети, доля которых в розничном товарообороте составила более 80%». 62% розничного торгового оборота составили продовольственные товары. Население купило еды на 5,5 трлн. рублей, что на 8,1% больше, чем в 2002г. Мяса купили больше на 9,8%, муки - на 15,4%, безалкогольных напитков - на 6,1%, кондитерских изделий - на 8,4%, сыра - на 5%. За прошлый год было продано 5 тыс. т рыбы из белорусских водоемов и еще 60,3 тыс. т импортной. По мнению Минторга, по мясу, птице, колбасным изделиям, маслу животному, маргарину, майонезу, молоку и молочным продуктам, сыру, яйцам, сахару, соли, муке, хлебу и хлебобулочным изделиям, водке и ликероводочным изделиям, шампанскому, пиву, безалкогольным напиткам «покупательский спрос удовлетворялся полностью за счет собственного производства». Естественно, в такой оценке присутствует доля лукавства: только в 2003г. молока и молочных продуктов, яиц и меда было ввезено на $25,8 млн., продуктов растительного происхождения - на $295,8 млн., в том числе зерновых (рожь, пшеница) $94,7 млн., муки и крупы - на $46,8 млн., масла животного и растительного происхождения - на $121,6 млн., готовых пищевых продуктов - на $736,8 млн. При «полном удовлетворении» за счет собственного производства было почему-то импортировано сахара и кондитерских изделий на $128 млн., алкогольных и безалкогольных напитков на $78 млн. Из-за интенсивного продовольственного протекционизма доля белорусских товаров этой группы выросла до 86,6% от всей продаваемой пищевой продукции. Пострадал импорт как раз тех товаров, против которых были введены высокие пошлины или квоты на ввоз. Сократился импорт говядины (на 44,6%), колбасных изделий (45%), маргарина (48%), крупы (18%), макаронных изделий (10%), пива (56%). Белорусские производители удержались на собственном внутреннем рынке из-за ограничения конкуренции, а мы, потребители, вынуждены были в очередной раз переплачивать за базовую продуктовую корзину продовольственных товаров.
«СВАЕ ШЫРОКIЯ ТКАНIНЫ ПРАДАСЦЬ НЕ ЗДОЛЕЛI ЯНЫ»
Доля белорусских непродовольственных товаров в общем объеме продаж составляет 75,5%, по одежде и обуви - 84-90%. Минторг отмечает неспособность белорусской легкой промышленности производить на внутренний рынок товары нужного качества: «В Беларуси, к сожалению, не производится конкурентоспособная одежда из натуральной кожи… Предлагаемые промышленностью изделия из натурального меха в основном неконкурентоспособны…». Как пишет А.Куличков, «при наличии в республике двух тонкосуконных комбинатов и ОАО «Моготекс» предприятия швейной отрасли до 90% пальто, полупальто, плащей, курток выпускают из импортных тканей, так как отечественные шерстяные и смесовые ткани по качеству, структурно-колористическому оформлению не соответствуют покупательскому спросу». К примеру, продукция Лидской обувной фабрики, ситец БПХО в два раза дороже российских аналогов. Тот факт, что средняя оборачиваемость товаров легкой промышленности увеличилась до 200 дней, товарные запасы в розничной торговле составляют 75-90 дней, говорит о серьезном кризисе данных секторов экономики.
Динамика розничного товарооборота товаров и услуг Беларуси
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004, I кв.
Розничный товарооборот,
включая общественное питание,
млрд. рублей 4 234 6436 11667 13100 5638
Объем платных услуг,
млрд. рублей 628 1361 2482 4100 1651
Сколько переплачивали
белорусские потребители,*
млрд. рублей 500 780 1300 1920 670
* Оценка Центра Мизеса.
Количество предприятий торговли и бытового
обслуживания коммунальной собственности в Беларуси
Регион (область) Торговля Общественное Бытовое
питание обслуживание
Брестская 473 96 82
Витебская 184 58 106
Гомельская 483 62 177
Гродненская 392 107 146
Минск 590 118 166
Минская 254 67 102
Могилевская 211 51 127
Всего 2587 559 1006
Источник: Минэкономики РБ
|
|