БелВиллесден
Приход на белорусский рынок гипермаркетов — явление неоднозначное. Одни с нетерпением ждут магазин с достойным и доступным ассортиментом, другие панически боятся появления монстра без законов и правил. Доподлинно известно одно. Первый в Беларуси гипермаркет строит сегодня иностранное предприятие «БелВиллесден». По итогам общения с сотрудниками данного ИП и рождались ответы на вопросы о будущем белорусских гипермаркетов и т.д. Расположится первый гигант в микрорайоне «Серебрянка». Это будет настоящий европейский гипермаркет с единым расчетно-кассовым узлом и площадью торгового зала около 6000 м2, где можно купить продовольственные и непродовольственные товары. Будет тут и зона небольших магазинчиков, отделенная от основного торгового зала. Кроме того, предусмотрен сервис, необходимый сегодня любому крупному магазину: бесплатная детская комната, рестораны, обменный пункт и т.д. Будут свои кондитерский, кулинарный и мясной цеха и хлебобулочное производство. Это не круглосуточный магазин, режим его работы — с 8 до 23 часов. В день он сможет принять до 20 тысяч покупателей.
Формат
Людей больше всего беспокоит, не появится ли у них очередной торговый центр, поделенный на множество отсеков с одним и тем же товаром. Но у владельцев торговых центров тоже бывают разные цели. Одни построены специально для сдачи в аренду, у других — собственная концепция торговли. Формат гипермаркета хоть и предполагает единую торговую зону и небольшую часть магазинов, которые занимают арендаторы, но это более высокая ступень развития торговли по сравнению с крытым рынком или торговым центром. Здесь самообслуживание, фасовка, огромное разнообразие товаров. А что лучше для Минска — рынки или гипермакеты — покажет время. Выбирать будет покупатель, он и проголосует рублем за понравившуюся ему форму торговли.
Сотрудничество
Сделать Беларусь европейской страной, а Минск — европейским городом! Именно такая задача (через восклицательный знак) поставлена сегодня перед властями города. Что это означает в нашем узком торговом случае? Во всех странах – членах Евросоюза, а также в соседних с нами России и Украине — гипермаркеты давно прижились. А вот Беларусь пока не дотягивает по обеспеченности торговыми площадями на душу населения. В стране существует потенциал прироста в данном направлении почти в три раза. Хотя есть немало мнений, в соответствии с которыми приход гипермаркетов — не ко времени. Розничная торговля вроде бы боится их появления. (Хотя государственная торговля появление гипермаркетов приветствует как проявление здоровой конкуренции. Ей, видимо, терять уже нечего, а поэтому — не страшно.) А еще гипермаркет — серьезный конкурент для ближайших мини-рынков. Но что в этом плохого для рядового потребителя? Ведь индивидуальным предпринимателям, работающим на рынках, чтобы привлечь покупателя, придется улучшать сервис и т.д.
Покупатель
Обычно гипермаркет рассчитан на все слои населения и предполагает в своем ассортименте очень дешевые товары для малоимущих, самые популярные товары для среднего класса и эксклюзивные товары для богатых.
Поставщики и товары
Свою торговую политику руководство предприятия согласовывает с Министерством торговли, которое (равно как и Совет Министров) регламентирует соотношение в магазинах товаров импортного и отечественного производства. Прибыль гипермаркет будет иметь прежде всего от объемов продаж. Сейчас предприятие занято активным поиском поставщиков. Требования к ним — европейские. Это означает, что каждая фирма, действующая в рамках стандарта ISO 9001, может быть потенциальным партнером гипермаркета. Все зависит от производителя. Пока по предварительным итогам работы отдела закупок выяснено, что в регионах Беларуси есть более дешевые, качественные и разнообразные товары, чем на столичных предприятиях.
Конкуренты и планы
Сегодня Минторг решает: быть или не быть тем или другим формам торговли, сколько и каких торговых площадей должно быть в Беларуси. Не исключено, что у ИП «БелВиллисден» в строительстве гипермаркетов могут появиться конкуренты. Думая о будущем, сейчас руководство предприятия вырабатывает политику, учитывающую возможную конкуренцию. Первопроходцы всегда сталкиваются с трудностями, а гипермаркет в нашей стране — дело действительно новое. Первую ласточку планируют запустить этой осенью. Уже сейчас ведется активный подбор персонала. Конкурс весьма жесткий. Пока в наличии остались вакансии продавцов, кассиров, менеджеров залов, кондитеров, поваров, не набран также офисный персонал. А отобранные сотрудники уже сейчас обучаются современным формам торговли. Кандидатуру главы магазина будет определять головная компания — «Виллесден Индастриз Лимитед» (Великобритания), являющаяся основным инвестором данного проекта.
Подготовила Людмила ШЕСТОКОВИЧ
[Газета «Продовольственный рынок» №9, июнь 2004 г. ] 08.10.2004
ГИПЕРГАСТРОНОМЫ
Автор: Ольга МИКША
Нынешней осенью в Минске откроются первые гипермаркеты - те самые объекты цивилизованной торговли, ради которых городские власти практически полностью ликвидировали мелкорозничные киоски. Однако благодаря особенностям инвестиционного климата даже при наличии широкого ассортимента цены там не будут ниже, чем в обычных магазинах.
Конкурсы на право строительства в Минске гипермаркетов горисполком провел два года назад, выставив для этого почти два десятка земельных участков в самых разных частях города. Особым спросом пользовались участки ближе к центру либо в удобном направлении, например на участок возле финской заправки претендовали четыре компании, а на некоторые, например на перекрестке улиц Чижевских - Уборевича, никто даже не подал заявку. Согласно инвестиционным договорам, первые столичные гипермаркеты - напротив автовокзала «Восточный» и в микрорайоне Сухарево - должны начать работу в конце текущего года.
ПЛАТА ТОЛЬКО ЗА КОМФОРТ?
Между тем некоторые строители гипермаркетов уже сейчас испытывают трудности: как сообщили в Мингорисполкоме, работы на перекрестке ул.Танка - Кальварийской приостановлены, а участки на Дружной - Толстого и пр-те Скорины - МКАД и вовсе не осваиваются. Причину в Мингорисполкоме сообщить отказались. Это выглядело бы странным для таких выгодно расположенных участков, если бы не два непременных условия инвестиционного конкурса - ограничение по импорту и своеобразный налог. Так, согласно этим условиям, ассортимент гипермаркета должен на 70% состоять из товаров отечественного производства, и не менее 1% от товарооборота магазин обязан ежемесячно отчислять на развитие инфраструктуры города. Понятно, что выполнение этих требований властей не позволит сделать цены в гипермаркете ниже, чем на рынках.
Именно поэтому в Минске не будет самой дешевой среди ритейлоров сети мелкооптовых магазинов Metro cash & carry, да и других представителей зарубежных торговых сетей - как французские Auchan, Carrefour, Casino, Intermarche, немецкая Real, английская Tesco, турецкая Migros, американская Wal-Mart или российские «Перекресток» и «Седьмой континент». А цены в отечественных гипермаркетах будут примерно такими же, как в действующих сейчас крупных магазинах города. «Посмотрите на «Радзивиловский» и «Европейский» - примерно такие же будут и у нас», - сказал в беседе с корреспондентом «Белорусской газеты» Константин Фальковский, гендиректор компании «Торгоптима», владеющей будущим гипермаркетом на перекрестке ул. Лобанка - Федорова.
Впрочем, такое положение дел станет открытием исключительно для будущих клиентов минских гипермаркетов. Их владельцы прогнозировали его еще на этапе составления бизнес-плана, и их это устраивало. Об этом в интервью «Белорусской газете» (см. N41 от 21 октября 2002г.) сообщил представитель компании «Арвитфуд», которая выиграла конкурс на право строительства гипермаркета на пересечении ул. Орловской - Тимирязева, предложив ежемесячно отчислять в бюджет города 2% с оборота. Тогда в компании подсчитали, что $720 тыс. в год за возможность построить гипермаркет в очень удобном месте возле финской автозаправки и перехватить большинство клиентов рынка в Ждановичах, это недорого. И уже тогда компания предполагала, что цены в их магазине будут на 5-10% выше цен рынка. «В принципе, это можно рассматривать как плату за комфорт, это допустимо, - сказал представитель «Арвитфуда». - В противном случае мы готовы два-три года поработать себе в убыток, но когда город увидит, сколько он теряет налогов с предпринимателей рынка, что он мог бы получить еще почти полбюджета, город должен будет поддержать гипермаркеты».
КОЗЫРЬ БИТ
Напомним, конкурсы по привлечению инвесторов для строительства гипермаркетов стали началом кампании по зачистке города от киосков, по версии городских властей, в рамках упорядочения мелкорозничной торговли и защиты прав потребителей. Предполагалось, что на смену киоскам придут гипермаркеты - с сертифицированной продукцией, низкими ценами и дополнительным сервисом. Спустя два года в городе практически не осталось киосков, и горожане вынуждены покупать необходимую мелочевку в магазинах или откладывать покупку на конец недели для поездки на один из трех крупнейших рынков города.
По замыслу городских властей, гипермаркеты должны стать для минчан еще более удобными, чем мелкорозничные рынки. С точки зрения местоположения и сервиса это, вероятно, так и будет, однако для большинства потребителей главным фактором остается цена. А с учетом требования властей и сложившейся конъюнктуры сделать ее ниже, чем на рынках, гипермаркеты просто не смогут.
Чтобы иметь низкую наценку на товары в гипермаркете, владельцам приходится провести серьезную предварительную работу. Едва ли не самое главное, это организация поставок: нужно заключать долгосрочные договоры с поставщиками и получать от этого значительные скидки. По словам Максима Недякина, директора по закупкам и продажам ИП «Белвиллесден», владеющего будущей сетью гипермаркетов «Гиппо», закупки осуществляются департаментом закупок и продаж в головном офисе компании: «Мы ориентируемся на прямые поставки от производителей или первых импортеров, но не исключаем возможности работы с оптовыми посредниками. Все зависит от предлагаемых нам условий и готовности удовлетворять разумным требованиям». По словам Недякина, к настоящему времени заключено более 300 договоров с крупнейшими поставщиками и производителями.
Для долгосрочных договоров необходима предоплата, которая предполагает наличие значительных оборотных средств. Если их нет, нет гарантий и скидок, которые позволяли бы делать минимальные наценки и держать конкурентные цены. Так, торговая наценка в первом «Гиппо» будет дифференцирована по разным товарам от 5% до максимальных торговых надбавок (впрочем, будут и специальные цены на акции). Примерно так же формируются ассортимент и цены на товары в первом действующем в Беларуси строительном гипермаркете «Декорум». По словам представителя торгового управления «Декорума», конкуренция со стороны расположенного неподалеку рынка стройматериалов ощущается лишь по нескольким позициям. При этом Фальковский резонно отмечает, что закупочные цены у белорусских производителей заметно выше, чем у российских, польских или литовских, у которых закупают торговцы на рынке. Важно иметь отлаженные поставки, чтобы не держать большой склад и всегда иметь заявленный ассортимент, но добиться этого удается далеко не всегда.
Таким образом, если будущие гипермаркеты предложат свой товар по цене, обычной для минских универсамов, т.е. примерно на 20% выше, чем на рынке в Ждановичах, смысла делать здесь крупные покупки для большинства горожан не будет. Соответственно, будет потерян и главный козырь гипермаркетов - большой товарооборот. Частично это признали и сами будущие владельцы: через два года представитель компании «Арвитфуд» в беседе с корреспондентом «Белорусской газеты» называл гипермаркеты не иначе, как гастрономами: «Разве с площадью торгового зала в 3 тыс. кв. м можно сделать оборот?»
Конечно, даже гастрономы, тем более такие большие, будут исправно приносить прибыль своим владельцам. А те мечтают о полной ликвидации рынков мелкооптовой и розничной торговли. Однако очевидно, что оставшиеся в живых крупные рынки Минска никто закрывать не собирается.
СПРАВКА «БГ». По данным Мингорисполкома, гипермаркет на перекрестке пр-та Рокоссовского и ул. Ванеева «Гиппо» (открытие намечено на 1 ноября 2004г.) по бизнес-плану обойдется в $5,8 млн. и будет иметь общую площадь в 13,7 тыс. кв. м, площадь торгового зала - 5,7 тыс. кв. м. Два других гипермаркета этой сети (планируются к вводу в 2005-06гг.) будут иметь общую площадь 23 тыс. кв. м (торговая - 7 тыс. кв. м) - магазин на ул. Алибегова - Рафиева; 47 тыс. кв. м (торговая - 10 тыс. кв. м) - на ул. Притыцкого - Кунцевщина. Гипермаркет на перекрестке ул. Лобанка - Федорова (открытие намечено на 1 декабря 2004г.) обойдется в $3,2 млн. и будет иметь общую площадь 6,2 тыс. кв. м (торговую - 3,8 тыс. кв. м). Гипермаркет удобен для покупателя и выгоден для владельца. Это магазин самообслуживания под очень большой крышей (площадь торгового зала обычно составляет не менее 10 тыс. кв. м), где можно купить практически все необходимое в хозяйстве - от продуктов до сантехники и бытовой электроаппаратуры по более низким ценам, чем в обычных магазинах. Однако несмотря на небольшие торговые наценки, хозяин такого магазина зарабатывает на огромном обороте: ассортимент гипермаркета достигает нескольких десятков тысяч позиций, а количество посетителей превышает 10-15 тыс. ежедневно. Удобства системы гипермаркетов уже успели оценить жители всех соседних с Беларусью стран, да и наши сограждане имели возможность приобщиться к благам цивилизации во время поездок в сопредельные и дальние страны. Вероятно, скоро еженедельные закупки в двух шагах от собственного дома могут стать нормой и для минчан. Кроме двух гипермаркетов, которые откроются в этом году, ведется строительство объектов на пересечении ул. Кижеватова и Корженевского, Орловской и Тимирязева, пр-та Дзержинского и ул. Уманской, Могилевского шоссе и Минской кольцевой автодороги. Планируется, что эти торговые центры будут сданы в эксплуатацию в 2005г. На более дальнюю перспективу запланированы площадки на пересечении улиц Орловской и Богдановича, Бехтерева и Партизанского проспекта, а также два объекта на перекрестке ул. Притыцкого - Кунцевщина и ул. Алибегова - Рафиева, которые вместе с магазином возле автовокзала «Восточный» составят первую белорусскую сеть гипермаркетов под названием «Гиппо».
№ 36 [453] от 13.09.2004
№ 41 [357] от 21.10.2002
Экономика
ГИПЕРССЫЛКА НА РЫНОК
Автор: Ольга МИКША
В минувшую пятницу Мингорисполком закончил прием заявок на участие в четвертом конкурсе на строительство гипермаркетов в белорусской столице. В числе претендентов - предприятие, победившее в одном из предыдущих конкурсов. Это говорит о том, что идея городских властей создать сеть гипермаркетов находит поддержку в кругу предпринимателей даже несмотря на весьма жесткие условия отбора и неравные условия хозяйствования с конкурентами - рынками мелкорозничной торговли.
Условия, на которых минские власти отдают частным предприятиям большие земельные участки, легкими не назовешь. К примеру, ассортимент гипермаркета должен включать не менее 9 тыс. наименований, половина из них - отечественного производства, только пятую часть общей площади магазина владелец может сдавать в аренду, и основное для города - ежемесячное отчисление не менее 1% от товарооборота на развитие городской инфраструктуры. Понимая, что выполнение этого требования во многом определяет победителя, участники конкурсов старались добавить кто сколько может. В результате самый большой (к настоящему времени) процент предложило ИП «Арвитфуд», владелец «Престон-маркета» и торгового комплекса «Национальный», - 2% от оборота будущего гипермаркета. Представители компании посчитали, что $720 тыс. в год за возможность построить гипермаркет в очень удобном месте возле финской автозаправки и перехватить большинство клиентов рынка в Ждановичах - это недорого. Даже при том, что этот взнос не освобождает от необходимости на этапе строительства выделить обычные 40% на инфраструктуру.
Начальник отдела инвестиций Минского горисполкома Николай Грачев сообщил, что сейчас определены победители трех конкурсов, за которыми закреплены четыре из двенадцати выделенных горисполкомом площадок под гипермаркеты. Они расположены в оживленных местах города: на пересечениях пр. Рокоссовского и ул. Ванеева, Лобанка-Федорова, Кижеватова-Корженевского и Орловской-Тимирязева. Предполагается, что эти магазины будут построены к концу 2004г.
ГИПЕРУДОБСТВА
Как сообщила генеральный директор компании «Арвитфуд» Людмила Ивашевич, планируется построить гипермаркет площадью до 20 тыс. квадратных метров, инвестиции составят $6 млн., в т.ч. кредит ЕБРР - $1 млн. По расчетам, проект окупится примерно за 10 лет. Разумеется, главными преимуществами гипермаркетов перед рынками должны быть комфорт для покупателей и низкие цены. И если автостоянка, кафе, детская комната и другие блага запланированы проектом, то низкие цены во многом будут зависеть от экономической политики городских властей. Эксперты предприятия рассчитали, что уже сегодня гипермаркет мог бы предложить товары на 60% дешевле, чем на рынках, - за счет скидок поставщиков, экономии на транспорте и погрузке, высокой производительности труда.
Однако в нынешних условиях, когда предприниматели на рынках и предприятия платят разные налоги, вся добавленная стоимость гипермаркета, по сути, уйдет в счет уплаты налогов, а цена в результате будет выше, чем на рынках, на 5-10%. «В принципе, это можно рассматривать как плату за комфорт, это допустимо DOWN, - сказал представитель «Арвитфуда». - В противном случае мы готовы два-три года поработать себе в убыток, но когда город увидит, что он мог бы получить еще почти полбюджета, город должен будет поддержать гипермаркеты» DOWN. Если гипермаркеты и предпринимателей рынков поставить в равные условия хозяйствования, цены у последних вырастут на 80%. Представители «Арвитфуда» считают, что после исчезновения рынков мелкорозничной торговли Минску будет недостаточно 12 гипермаркетов. Исходя из данных нынешнего оборота торговли, их понадобится еще 8: «В городе должны быть гипермаркеты для крупных закупок и маленькие магазины в квартале для мелких» DOWN.
«ЖДАНОВИЧИ» НЕ СДАДУТСЯ
Между тем предприниматели рынков скептически относятся к затее городских властей создать гипермаркеты. В стране практически нет хороших оптовых складов, требуются отдельные разрешения на импорт многих товаров, вызывает сомнения реальность значительных скидок у поставщиков и даже то, что можно выполнить условия конкурса на поставку не менее 9 тыс. наименований продукции (хотя «Арвитфуд» утверждает, что готов поставлять 30 тыс.).
Более того, рынки не теряют времени даром. К примеру, в «Ждановичах» вовсю строят торговые центры - кроме уже известных «Миров моды - 1, 2, 3», рынок возводит огромный семиэтажный торговый комплекс с автостоянкой площадью 30 тыс. квадратных метров, стоимостью, кстати, также $6 млн. - чем не гипермаркет? Только площади там будут полностью отданы арендаторам и расчеты будут вестись через кассовый аппарат каждого из магазинчиков. Что касается ценовой политики, то заместитель председателя правления универсального рынка «Ждановичи» Олег Хартанович считает, что арендную плату даже в этом центре возможно оставить на сегодняшнем уровне. Предполагается, что комплекс будет сдан в эксплуатацию к концу 2003г. и окупит себя через 3-5 лет.
Индивидуальные предприниматели, которые торгуют сейчас в палатках и боксах, понимают, что если сеть гипермаркетов действительно разовьется, а их льготы будут упразднены, нынешним мелкорозничным рынкам придется либо умереть, либо самим превратиться в гипермаркеты. Также очевидно, что количество налоговых поступлений с городских рынков на сегодняшний день достаточно значительны, чтобы городские власти сохраняли их и в дальнейшем. В пользу этой версии говорит план реструктуризации некоторых из них - Червенского, Байкальского, «Трактора»: предпринимателям, которые там работают, будут предложены места на других рынках.
Людмила Ивашевич убеждена, что несмотря на все трудности, начинать развертывание сети гипермаркетов нужно именно сейчас, пока эта ниша не занята ни отечественными, ни западными торговыми сетями: «Мы просчитывали наш проект исходя из самых тяжелых экономических условий, - в которых мы работаем сегодня. Хуже уже быть не может» DOWN. Однако городские власти, которым приходится строить слишком много затратных объектов, могут поступить как хитрый теленок, который сосал двух мамок, и оставить и цивилизованные гипермаркеты, и неорганизованную торговлю. Учитывая огромные обязательства первых перед городом (в случае невыполнения условий договора санкции составляют половину стоимости основных фондов), гипермаркеты могут просто не дождаться равных условий хозяйствования для себя и рынков.
|