Рынок Украины
www.ua-retail.com
Розничная торговля в Украине за последние 10 лет заметно эволюционировала и сегодня процесс ее реструктуризации вошел в решающую стадию. В 2002 году здесь продуктами питания торговали всего 750 магазинов самообслуживания. Однако уже к середине 2003 года более 250 универсамов были объединены в 25 мультиформатных торговых сетей, 6 из которых присутствовали в трех и более регионах страны. Оборот предприятий розничной торговли и ресторанного бизнеса Украины в 2003 году составил, по данным Госкомстата, $8,9 млрд, рост товарооборота – 19,4%. Наибольший объем розничного товарооборота в 2003 году отмечен в Киеве – $1,4 млрд (15,6% розничного товарооборота Украины), наименьший в Севастополе – $0,07 млрд, при этом рост оборота за год в этих городах составил 26,1 и 27,6% соответственно. Наибольший рост розничного товарооборота отмечен в Закарпатской (на 35,4% до $0,3 млрд) и Одесской (на 31% до $0,4 млрд) областях. В 2002 году розничный товарооборот составил, по экспертным оценкам, $26,3 млрд. Госкомстат оценил розничный рынок Украины за этот период в $ 7,4 млрд. На продукты питания приходится примерно 50% общих розничных продаж. Порядка 80% рынка продуктов питания – товары местного производства. Одна из заметных и важных тенденций сегодняшнего розничного рынка Украины – сокращение количества торговых точек и увеличение товарооборота в оставшихся. По мнению большинства руководителей и акционеров розничных предприятий страны, строящих помещения для магазинов новых форматов, основными препятствиями для выхода на рынок и расширения бизнеса на сегодня являются: высокая стоимость земельного участка (75% опрошенных), бюрократическая волокита при получении разрешений на строительство (75%), отсутствие подходящих земельных участков (50%). Представители компаний, покупающих помещения, считают, что основные препятствия на их пути таковы: высокая стоимость помещений (44%), бюрократическая волокита при получении разрешений на реконструкцию и переоснащение магазинов (34%). Преграды развитию своего бизнеса арендаторы видят в высоких на сегодня арендных ставках (50%) и отсутствии подходящих помещений (43%) в Украине. Кроме того, мешают кадровые и другие проблемы: например, неравномерное развитие регионов страны, разный уровень платежеспособности населения. Как видим – те же проблемы, что и на российском розничном рынке. Логистика Несмотря на большой перечень отрицательных факторов, украинская розничная торговля сегодня является одним из наиболее инвестиционно привлекательных рынков. Новые торговые форматы продолжают завоевывать рынок, и в ближайшие 5 лет их доля в общем объеме розничного товарооборота может вырасти до 20–25%. Во всем мире с появлением сетей количество посредников сокращается, каналы распределения конечной продукции укорачиваются. В Украине, в отличие от России, в наиболее развитых регионах между производителем и розницей стоит всего один посредник – дистрибьютор, но несмотря на это, уже сегодня они все чаще начинают работать с сетями напрямую. На российском же рынке посредников, как правило, несколько и процесс упрощения логистической цепочки значительно труднее. Получается, сбытовая структура в Украине более гибка и совершенна, а по такому параметру, как процесс создания частных марок (private lable), уже может дать фору российскому рынку. С другой стороны, украинскому рынку понадобится еще как минимум десяток лет, чтобы завершить процесс формирования розничного рынка в новом формате, следовательно, у дистрибьюторских компаний страны, равно как и в России, пока достаточно времени для того, чтобы заработать не один десяток миллионов долларов и при желание диверсифицировать бизнес, например, в один из розничных проектов. Но стратегии развития основных производителей и дистрибьюторских компаний напрямую зависят от того, какие торговые форматы будут преобладающими в украинской рознице и как быстро станут развиваться локальные розничные сети. Украина 2003–2004 В 2003 году по сравнению с предыдущим доходы населения выросли на 13,7%. По данным Госкомстата Украины, наличные доходы, которые могут быть использованы населением для приобретения потребительских товаров и услуг, увеличились на 11,3%, а реальные наличные, определенные с учетом ценового фактора, – на 5,8%. Наличные доходы в расчете на одного человека за декабрь 2003 года составили $66,25 против $54,05 за декабрь 2002 года. Затраты населения в 2003 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличились на 21,2%. Прирост сбережений составил $2184 млн. Однако следует отметить, что официальная статистика представляет конечного потребителя более бедным, чем он есть на самом деле. По данным киевского офиса риэлторской компании DTZ, в городе Киеве сегодня работают 36 продовольственных рынков. Посещения супермаркетов стали одной из альтернатив семейного отдыха. Стоит отметить, что доля незапланированных импульсных покупок составляет до 70% от их общего объема. А общая сумма счета нередко удивляет клиента при расчете на кассовом терминале. Торговые марки Западные потребители имеют более высокую информированность о брэндах товаров, чем украинские. Недостаток лояльности к торговой марке рассматривается как одна из причин, по которой западные компании не спешат выходить на украинский рынок. Еще несколько лет назад преобладала реклама иностранных производителей, сейчас украинские предприятия вкладывают миллионы долларов в раскрутку своей продукции, а некоторые из них входят в число крупнейших рекламодателей в стране. Произошло это из-за осознания влияния брэндов на потребителя. Однако их создание имеет свои особенности. Специалисты говорят, что нередко приходится начинать с конкуренции с иностранными производителями, так как часто украинские фирмы выбирают нишу на отечественном рынке, где преобладают зарубежные игроки. В целом же перспективы украинских торговых марок оцениваются позитивно. Эксперты единодушны во мнении, что при хорошем уровне инвестиций и профессиональном подходе украинские брэнды не будут уступать зарубежным. Более того, у них есть свое преимущество – украинский потребитель, который отдает предпочтение отечественному продукту. Ниже приводится рейтинг самых известных торговых марок Украины, сформированный исследовательской компанией Gfk–USM. Маркетологи провели социологический опрос, во время которого 1 тыс. потребителей в возрасте от 15 до 59 лет из всех регионов страны предложили назвать пять самых известных украинских торговых марок (см. в таблице результаты опроса). Большинство посетителей супермаркетов не стремятся покупать продукты неизвестных производителей, а отдают предпочтение популярным маркам (особенно местным). Но для некоторых покупателей цена все еще остается определяющим фактором, и продукция без торговой марки покупается главным образом с целью сэкономить. Фруктовые и овощные соки, изготовленные Одесским консервным заводом детского питания, представляют собой один из примеров такой продукции. Розничный рынок Крупные маркетинговые агентства (АСNielsen, “Украинская маркетинговая группа”, GfK, “Палс”) регулярно проводят перепись субъектов розничной торговли. • По данным АСNielsen, на конец 2003 года в Украине насчитывалось около 400 гипермаркетов, супермаркетов и cash&carry (или более 800 магазинов современного формата, если добавить минимаркеты), и они составляли менее 1% от общего количества розничных торговых точек. • Результаты переписи субъектов розничной торговли, проведенной МEMRB и Украинской маркетинговой группой в 2003 году, показывают, что общее количество торговых точек (включая открытые рынки) составляет 113 486. Соответственно, количество супермаркетов (как продовольственных, так и непродовольственных товаров) составляет 559 точек, или всего лишь 0,5% от всех розничных объектов (1,7% от общего количества розничных точек за исключением открытых рынков). По мнению экспертов и участников рынка, количество украинских продовольственных супермаркетов (включая гипер-, минимаркеты и cash&carry) в 2003 году выросло почти вдвое, а в начале 2004 года было на уровне 900–950 (более 500 из них расположены в крупных городах Украины).Украинский розничный рынок находится на раннем этапе своего развития: на 1000 жителей приходится только две розничные торговые точки (продовольственные и непродовольственные), а коэффициент торговой площади составляет 135 м2 на 1000 жителей. Это можно сравнить с 10 торговыми точками в Польше и 16 в Венгрии на 1000 жителей.Рынок крайне фрагментирован. В 2003 году в Украине насчитывалось только около 950 супер- и гипермаркетов. Доля розничного оборота через эти торговые точки оценивается менее чем в 10% от общего объема, и приблизительно в 29% в Киеве. Сетевая розница Сегодня в Украине насчитывается приблизительно 30 сетей продовольственной торговли, но только три из них можно назвать национальными игроками с объектами более чем в трех регионах, не считая Киева. Из них лишь один – Billa – является предприятием с иностранными инвестициями. Еще один зарубежный инвестор – “Метро” – находится в процессе выхода на рынок (открыт первый объект в Киеве в 2003 году и готовятся к открытию магазины в Одессе и Харькове в 2004 году). Ожидается, что в течение следующих 5 лет местные игроки будут быстро расширяться, а иностранные выйдут на рынок. Ведущие города – Киев, Одесса, Днепропетровск, Харьков, Запорожье – предоставят для этого широкие возможности при продажах продовольственных товаров на душу населения в 2003 году, соответственно $1125, 338, 310, 302 и 292. Преграды на пути развития Украинские органы власти объявили о поддержке иностранных предприятий розничной торговли, заинтересованных выйти на рынок страны. Как указывается в Поручении Президента Украины местным органам власти, они должны рассматривать предложения относительно строительства современных торговых центров и предоставлять соответствующую поддержку, содействовать процессу землеотвода и предусматривать в региональных планах развития выделение земельных участков с необходимой инфраструктурой под будущие объекты торговли. Опыт современных предприятий четко определяет, что хорошие отношения с местными органами власти – один из основных факторов успеха в преодолении административных преград во время выхода на рынок.Главные помехи для развития сетевой торговли в Украине состоят в выборе соответствующего участка для расположения супермаркетов, высокой стоимости земли, бюрократии. Сложность этих преград сильно варьируется, в зависимости от того, покупает, арендует или строит магазин предприятие. Для супермаркетов, которые выбрали вариант строительства “с нуля”, главной административной преградой было получение прав на владение землей. Три четверти респондентов назвали бюрократические процедуры по получению разрешений на право владения землей преградой в ведении бизнеса. Остальные 76% представителей опрошенных предприятий розничной торговли назвали высокие цены на земельные участки, в то время как чуть больше половины из них сталкивались с трудностями во время поиска приемлемых земельных участков.Меньше половины респондентов среди тех предприятий, которые приобрели торговые площади, назвали стоимость помещений главной преградой. Про бюрократические помехи, связанные с получением разрешений от государственных чиновников, заявила только одна треть опрошенных. Главными трудностями для предприятий розничной торговли, арендующих помещение, были высокая арендная плата и сложность поиска соответствующего помещения для торговых точек. Об этом заявило чуть меньше половины таких респондентов. Разнообразные административные трудности, связанные с бюрократическим подходом должностных лиц, значительно уменьшились, и были названы менее чем 20% опрошенных. Поскольку большинство продовольственных товаров, реализованных в Украине, имеют местное происхождение, основными трудностями, с которыми столкнулись предприятия розничной торговли, являются перебои с поставками, колебания цен и нестабильное качество продукции. Кадровые вопросы и поиск квалифицированного персонала является также причиной для беспокойства (половина представителей розничных предприятий назвали этот фактор основной преградой). Розничная торговля в Украине Развитие розницы в Украине в последнее время обусловлено ростом экономики страны, который демонстрирует позитивную тенденцию к стабильности с 2001 года. В 2003 году рост розничного товарооборота достиг уровня 19%. Рост объемов производства на украинских предприятиях обусловил рост объемов розничной торговли. С другой стороны, рост розничной торговли был ускорен всплеском активности и увеличением доходов потребителей. По официальным данным, средний годовой доход домохозяйств составлял $870 в 2003 году. Принимая во внимание возможную неполноту официальной статистики, эта сумма может быть значительно выше, около $1500. По прогнозам Министерства финансов Украины, в 2004 году доходы домохозяйств должны вырасти более чем на 25% (прогноз Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) предусматривает рост на уровне 14,8%). Это даст дополнительный импульс развитию розничной торговли, поскольку свыше 80% доходов населения тратится на приобретение товаров и услуг. Соответственно, большая часть этих трат приходится на продукты питания (приблизительно 60% дохода домохозяйств). Примечательно, что большая часть прямых иностранных инвестиций (ПИИ) была направлена на улучшение состояния оптовой и розничной торговли, а также пищевой промышленности. По состоянию на 1 января 2004 года в каждый из этих секторов было привлечено $954 млн, или более 30% общего объема иностранных инвестиций.В данный момент украинский розничный рынок характеризуется следующими основными тенденциями.1) Консолидацией бизнеса розничной торговли и развитием сетей большого и малого размера.2) Вертикальной интеграцией и приобретением розничными компаниями других предприятий (главным образом по производству продуктов питания).3) Строительством торговых центров (комплексов) в крупных городах. Рынок современных торговых площадей не насыщен, и в течение следующих 5 лет количество торговых центров должно вырасти в 4-5 раз.
Сайт управляется системой uCoz
|