Столица западноукраинского ритейла
Украинский рынок
Ссылки
Главная страница.
Львов обзор рынка

www.ua-retail.com
Самый крупный и инвестиционно привлекательный город на западе нашей страны – Львов. По данным Госкомстата, розничный товарооборот предприятий торговли Львовской области с января по март 2004 г. составляет 805,2 млн грн, т. е. 125,8% к этому же периоду 2003-го. Экономическая специфика Западного региона обусловлена близостью к Европе, что накладывает отпечаток на потребительское поведение жителей городов. Невысокая покупательская способность, обусловленная невысокими доходами населения, – еще одна региональная особенность, которая серьезно влияет на развитие крупноформатной розницы.
В соседней Польше трейд-форматы развиваются более быстрыми темпами, чем у нас, и многие жители Львова знакомы с качеством сервиса и ассортиментом в супермаркетах соседнего государства. Поэтому не удивительно, что львовяне более требовательны к услугам отечественной розницы, чем жители, скажем, Востока Украины, но при этом уровень потребления в Западном регионе ниже.
Тон в развитии рынка розничной торговли в западных областях задают четыре лидера: «Интермаркет» (магазины «Арсен», «Барвінок», «Интермаркет»), ООО «Память» (сеть супермаркетов «ВАМ»), ЗАО «Агроконтракт» (сеть супермаркетов «Колибрис»), ОАО «Торгово-производственная компания «Львовхолод».
Доля новых розничных форматов в общем розничном товарообороте Львова — около 15%.
Кто есть кто на Западе?
Ветераном розничного рынка Западного региона по праву можно назвать «Интермаркет». В 1992 г., предлагая одежду и обувь в одном магазине площадью 109,9 кв. м с общим штатом аж в 7 человек, представляло ли себе руководство компании, что через десяток лет «Интермаркет» превратится в мощную сеть магазинов разных форматов с общей численностью персонала 1250 человек? В 1997 г. компания открывает розничный продуктовый магазин, действующий по принципу самообслуживания. В 1998 г. «Интермаркет» открывает первый cash & carry в регионе. В 2000 – второй, площадью 6000 кв. м. В 2001 г. компания внедряет систему «карточек клиента». Клиент при входе в магазин предъявляет администратору Карточку и удостоверение личности с фотографией и имеет право провести с собой еще одного человека. Перед обслуживанием на кассе Клиент предъявляет Карточку кассиру, т. е., по сути, стандартная схема обслуживания в cash&carry, с которой киевляне познакомились совсем недавно благодаря «Метро». Все cash&carry «Интермаркета» расположены во Львове.
В конце 2001 г. начинается новый этап в истории ООО «Интермаркет». Компания презентует новую ТМ «Барвінок», под которой начинает динамично развиваться сеть дискаунтеров, выходящая сегодня за пределы Львова. Из одинадцати «Барвінків» 4 расположены в соседних городах — Трускавце, Бориславе, Червонограде и Винниках. До конца 2004 г. откроется магазины в Львове и Червонограде. Еще куплены участки земли под строительство в Дорогобыче, СокалеЁ Новояворевске, Новом Роздиле и Червонограде, а так же за пределами области в Луцке, Ривно, Ивано Франковске и Терпополе. Растущая сеть «Интермаркета» требует новой концепции логистики, и в том же 2001 г. компания создает собственный дистрибьюционный центр площадью 10 000 кв. м, обеспечивающий централизованные поставки товаров на все торговые предприятия группы.
14 июня 2002 г. компания открывает первый супермаркет новой сети «Арсен». В канун нового, 2004 г., – второй. Сейчас идет строительство третего.
Компания «Интермаркет» – это пример разумного подхода к организации розничного бизнеса. Грамотное позиционирование, всевозможные акции, дополнительные услуги для клиентов, правильная логистика, хорошие взаимоотношения с властями и пр. позволили ей захватить весомую долю в розничном товарообороте своего региона.
Основной конкурент в городе Льва у «Интермаркета» — ООО «Память» с супермаркетом европейского типа «ВАМ», который был открыт 1 марта 2002 г. 20000 наименований товаров продовольственной и непродовольственной групп расположились в торговых помещениях общей площадью 8640 кв. м. Слоган «ВАМ это понравится» выражает основной лейтмотив в концепции супермаркета – качественные услуги для всех покупателей. Осенью 2004 г. ожидаеться запуск 2 новых супермаркетов сети, отвод земельных участков во Львове для трех будущих супермаркетов уже получено.
Хозяева ООО «Память» серьезно рассматривают возможность открывать сеть дискаутнеров.
Справедливости ради стоит отметить, что ООО «Интермаркет» и ООО «Память» во многом удачно избегают некоторых административных препятствий (в частности, отведение земельных участков в хороших районах Львова) благодаря своим представителям в Горсовете. Данное обстоятельство может вызывать различные негативные эмоции у конкурентов двух лидеров, однако необходимость лоббирования своих интересов вполне очевидна и эффективна во всех регионах Украины.
«Львовхолод» - еще один заметный игрок в регионе. Помимо львовских предприятий (несколько складов, торговый центр и 14 магазинов), компании принадлежат 18 филиалов в других городах и райцентрах. Сейчас «Львовхолод» развивает сеть супермаркетов «Рукавичка» на базе бывших гастрономов и универсамов.
Например, сеть супермаркетов «Лидер», которые функционируют на условиях франчайзинга под управлением ООО «Украинская торговая система», или львовский cash&carry «Еврогурт». Сеть «Домашний магазин» создает компания «ЭкоЛан». Однако в целом регион в силу объективных макроэкономических показателей имеет меньше перспектив для развития рынка розничной торговли, чем восточная часть Украины, не говоря уже о Киеве. Львов заметно выделяется в региональной карте развития ритейла. И основная причина здесь очевидна: стоимость земли и аренды примерно одинакова во всех городах региона, а покупательская способность во Львове намного выше. Кто считает «свои» – тот поймет.
В 2005 году ожидается выход на Львовский рынок сетей Billa и Metro Cash&Cary, которые в настоящее время подбирают участки.



Сайт управляется системой uCoz