Столица западноукраинского ритейла

Опыт развития современных торговых форматов в Западной Украине во многом схож с общеукраинским. Но здесь имеются свои интересные отличия: наличие открытого джентльменского соглашения между местными сетями и прямая работа с западными экспертами

Региональные операторы: джентльменское соглашение лидеров
Во Львове в данный момент работает несколько ритейл-операторов. Крупнейший из них - торговая компания «Интермаркет». Она начала свою деятельность в 1992 г. с продажи одежды и обуви в небольшом по площади магазине в центре города. В 1996 г. этот магазин перепрофилируется для торговли продовольственными и сопутствующими товарами. Тогда появилось название – «Интермаркет». В 1997 г. компания открывает первый во Львове магазин самообслуживания. Спустя год – первый центр «кэш-энд-керри» с торговой площадью 1703,2 м2. В апреле 1999-го начинает работать самый большой магазин самообслуживания «Интермаркет» и компания получает право на собственный товарный знак. В июне 2000 г. открывает второй центр «кэш-энд-керри» с торговой площадью 2600 м2. К декабрю он расширяется до 6000 м2. К этому времени в нем кроме продуктов питания продается одежда, постельное белье, канцтовары, бытовая и радиотехника. В конце 2001 г. «Интермаркет» начинает создание сети дискаунтеров «Барвинок». В ассортименте - 1,5– 2 тыс. товарных позиций. На текущий момент во Львове 10 «Барвинков» и еще два – в районных центрах области. Дискаунтеры имеют уютный интерьер, типовой фасад и оснащены современным торговым оборудованием, сводящим к минимуму обслуживание клиента в кассе.
В июне 2002 г. во Львое открывается первый супермаркет европейского типа под торговой маркой «Арсен». Общая площадь первой очереди строительства – 6200 м2 с торговой площадью 3500 м2. Инвестиции в этот проект составили $6 млн, половина из которых – польский капитал, привлеченный на условиях льготного кредитования. После ввода второй очереди площадь этого супермаркета возрастет до 16000 м2, что вполне потянет уже на гипермаркет. Почти 90% товаров, продающихся в «Арсене», отечественного производства, ассортимент – свыше 22 тыс. позиций в продовольственной и непродовольственной группах. Последняя занимает около 30% ассортимента. В конце 2003 г. во Львове открывается второй супермаркет «Арсен». В первый день своей работы он обслуживает около 14 тыс. покупателей. В первом «Арсене» в 2003 г. отоварились свыше 2 млн. посетителей. Общий товарооборот «Арсена» возрос на 100,7%. Что касается сети «Барвинков», ориентированных на покупателей с невысоким достатком, то его оборот вырос на 128,1%. «Кэш-энд-керри» дали несколько меньший показатель – 10,1%.
В ближайшем будущем «Интермаркет» собирается довести количество «Барвинков» во Львове до 30-ти плюс еще в нескольких районных центрах области. Уже в этом году «Интермаркет» планирует открытие еще трех супермаркетов «Арсен». Строительство одного из них уже приближается к завершению. Его торговая площадь - 5900 м2. Этот «Арсен» будет иметь несколько уровней плюс обслуживающий комплекс, в который входят центр развлечений с двумя кинотеатрами, дискотечным и игровым залами, а также стоянку на 1000 автомобилей. Общая площадь сооружения – 20000 м2.
Кроме того, по словам председатель наблюдательного совета компании Романа ШЛАПАКА, компания планирует экспансию в соседние области Западной Украины. От детализации глава фирмы воздержался, но сообщил, что уже состоялись переговоры с мэрами нескольких городов и губернаторами областей о создании в этих городах сети магазинов "Барвинок".
ООО «Память» постепенно раскручивает сеть супермаркетов «ВАМ». Первый из них был открыт в марте 2002 г. Площадь – 8640 м2. Ассортимент – свыше 20 тыс. товарных позиций. Ежедневно обслуживает более 20 тыс. покупателей. В этом году во Львове планируется открытие еще двух супермаркетов «ВАМ».
Еще одна местная сеть розничной торговли принадлежит корпорации «ЭкоЛан». Впервые о себе она дала знать около трех лет назад. Корпорация объединила несколько стратегически важных производителей продуктов питания (и не только). Построен «ЭкоЛан» по принципу коллективного инвестирования. «Сегодня субъекты корпорации изготовляют свыше 100 наименований продукции: хлеба, кондитерских изделий, молочной и рыбной продукции, - сообщил коммерческий директор «ЭкоЛана» Ярослав ПАНЮРА. – Сейчас мы создаем сеть магазинов под торговой маркой «Домашний магазин», где будет представлен весь ассортимент нашей продукции. Под них арендовали почти 70 бывших булочных и гастрономов, которые уже дышали на ладан. На их ремонт уже потрачено более двух млн грн. Для нас важно, чтобы товар продавался в красивых и удобных торговых залах, оснащенных современным торговым оборудованием. А еще – он должен быть очень свежим. Поэтому хлеб в наши магазины завозится семь (!) раз в день. Для того, чтобы товар вовремя доставлялся, создан мощный транспортный парк». В небольших по формату магазинах тоже есть свой резон – более половины клиентов супермаркетов не имеют собственных «колес», поэтому насущные потребности в продуктах первой необходимости обычно удовлетворяют в торговых точках вблизи от дома.
Понемногу осваивается на местном рынке и ВАТ «Львовхолод». Теперь это уже сеть оптовых и розничных предприятий. Кроме головного предприятия во Львове (склад в низкотемпературных помещениях площадью 2600 м2, общетоварные склады площадью 8400 м2, торговый центр и 14 магазинов), в нее еще входит 18 филиалов в райцентрах и городах областного подчинения. Ассортимент – свыше 7 тыс. товарных позиций.
Есть во Львове и несколько сетей непродовольственной отрасли. Если говорить о теле-, видео- и бытовой технике, то здесь работают пять магазинов различных форматов компании «Фокстрот» и четыре – торговой сети «Технолюкс».
Торговая сеть «Десятка» лидирует в области продаж строительных материалов. Она владеет тремя крупными торговыми центрами во Львове, а также сетью магазинов в Ивано-Франковске и Луцке. «Десятка» основана в середине 2002 г. Реализует продукцию многих известных в мире производителей стройматериалов и является официальным дистрибьютором таких фирм как Henkel, Elektromax, Rigips, Ursa, Marshall, HDM, Cersanit, Bosch, Klauss, DeWalt, Metabo и др. Ассортимент – более 10 тыс. позиций. Кроме того, «Десятка» имеет собственное предприятие по производству окон из ПВХ-профиля. До конца 2004 г. торговая сеть планирует открыть во Львове свой супермаркет строительных материалов.
Ситуация на торговом рынке Львовщины, впрочем, не такая уж радужная. По данным облуправления статистики, за последний год количество магазинов в области сократилось на 6,8%, а торговых площадей – на 31%. Происходило это, в первую очередь, за счет сельской местности – там сворачивала свои предприятия потребкооперация. На 1 января с.г. во Львовской области работало 3771 коммерческое предприятие, владевшее сетью из 6,1 тыс. объектов розничной торговли. И все же торговля, оптовая и розничная, вместе транспортной отраслью были в прошлом году самыми прибыльными. Ее доля в общей областной «копилке» составила свыше 20%.
Что же касается прямой конкуренции, то ее пока что практически нет. Два местных большеформатных оператора («Интермаркет» и «ВАМ») поделили рынок по-джентельменски. У каждого из них свои покупатели. Если первый рассчитан на небогатого покупателя, то второй – на людей с доходами выше среднего. Судя по всему, они и в будущем не собираются развязывать торговые войны - два строящихся сейчас конкурентами супермаркета, стоят не только на одной улице, но и почти рядом. Но, как признают обе стороны, все же приходится и присматривать за своими конкурентами, и корректировать свою маркетинговую и ценовую политику.

Отношение к пришлым конкурентам: предстоит битва
Если к землякам-конкурентам владельцы торговых сетей относятся вполне толерантно, то от появления на украинском рынке зарубежных фирм совсем не в восторге. Противостояние с иностранцами можно выиграть лишь в случае, если к времени их захода на региональный рынок будет готова соответствующая структура, отлажен механизм взаимодействия между подразделениями и по вертикали, и по горизонтали и будет эффективно использован национальный менталитет. Иначе с такими гигантами, как МЕТРО, AUSHAN, AHOLD, CARREFOUR тягаться просто бессмысленно. Для них инвестировать $100-500 млн - не проблема.
Первые заграничные ласточки уже дали о себе знать. В этом году австрийская фирма «Бива» начнет строительство своего супермаркета во Львове. Почетный консул Австрии во Львове Ярослав НАКОНЕЧНЫЙ сообщил, что зарубежные инвесторы уже ведут переговоры с местными властями о выделении земельного участка. Поглядывает с востока Украины в сторону Львова и сеть «ЭКО-маркет». Ее мягкие дискаунтеры в будущем могут составить конкуренцию «Барвинкам».

Производители и поставщики
Львовские операторы ритейла по возможности делают ставку на локальных производителей и поставщиков. «Интермаркет», например, поддерживает тесные отношения более, чем с 700 торговыми партнерами. Среди них «Оболонь», «Львовский водочный завод», «Президент», «Свиточ», «Корона» и т.д. Но, в то же время, чтобы достичь рентабельности за счет минимизации затрат, она имеет собственные кондитерский и мясоразделочный цеха, вакуум-упаковочное оборудование, кулинарный отдел.
«Львовхолод» занимается расфасовкой сливочного масла, круп, производит собственную горчицу и майонез. Корпорация «ЭкоЛан» имеет не только собственные мельницы, пекарни, молочные предприятия, но и полный рыбный комплекс – от прудов, где разводит даже форель, до коптилен. Плюс ко всему, она сама еще и производит упаковку для товара.

Сколько стоит магазин построить
Торговые помещения во Львове можно приобрести в среднем по $500-600 за м2, в центре города – свыше $1000. Аренда торговой площади в магазинах, торговых центрах и супермаркетах колеблется от $10-15 до $25-40за м2. Например, в только что отремонтированном универмаге «Магнус». Склады и производственные помещения стоят несколько дешевле. В старых сооружениях – $1,5-2 за м2, и $2,5-5 в современных холодных либо теплых складах. Производители обычно ищут помещения площадью 100-150 м2, торговле же нужны склады площадью 1000-2000 м2. Желательно – под выкуп. Пока что этого такой недвижимости хватает, поскольку в ход пошли давно заброшенные промышленные зоны города. Но и спрос не стоит на месте. Дешевле построить с «ноля», так как стоимость одной сотки под застройку пока в пределах $5-12000. Главное, чтобы купленная земля не значилась в судебном споре, потому что несколько земельных аукционов во Львове закончились крупными скандалами и даже уголовными делами. Себестоимость строительства – от $230 за м2.
Цены на проектные работы сейчас довольно стабильные. Львовские ритейлеры в основном отдают предпочтение своим организациям – чаще всего институту «Горпроект». Что касается непосредственно строительных работ, то это уже дело вкуса. Для сооружения супермаркетов «Арсен», например, приглашались специалисты из польской фирмы «Котекс». Для развития сети «Интермаркет» были разработаны сразу несколько типичных проектов, стоимость которых от $4 до 8 млн. В зависимости от результатов маркетинговых исследований по отдельно взятому месту выбирается самый оптимальный из них. К примеру, на хорошей транспортной развязке.

Крупные форматы
Торговых центров во Львове не так много, как хотелось бы - около десятка. Причем в большинстве своем они построены еще в советские времена. Либо выросли около больших новых рынков, вроде «Шувара». Еще один ТЦ сейчас строится – двухэтажный, с торговой площадью 4480 м2. Подземный уровень будет использоваться под склады. Автостоянка – на 100 машин.

Кадровая политика
В большинстве случаев торговые фирмы не обращаются в агентства, подбирают кадры сами. Но очень тщательно. В первую очередь оцениваются личные и профессиональные качества. При этом торговое либо экономическое образование у кандидата не является обязательным условием при найме. Профессионально расти персоналу «Интермаркета», например, помогают регулярные тренинги, проводимые украинскими и зарубежными специалистами. Скажем, перед открытием «Арсена» с будущими работниками супермаркета проводилась ситуативная игра, в которой были задействованы актеры драмтеатра им. М. Заньковецкой. Они моделировали конфликтные ситуации, а персонал пытался дипломатично выйти из них. Терять работу в фирме, где средняя зарплата около 750-800 грн, никто не захотел.

Поставщики оборудования и услуг
Фирма «Стрый-холод» предоставляет услуги по монтажу и ремонту промышленного холодильного оборудования ведущих западных производителей. Причем, на выбор: новое, б/у, регенерированное и «под ключ». Она же проводит капитальный ремонт холодильных компрессоров «Copeland» и «Bitzer» и т.д. Почти аналогичные услуги предлагают ООО «Комфорт-сервис» - от проектирования централизованных систем холодоснабжения для супермаркетов до поставки и монтажа холодильного оборудования.
ООО «Класс-люкс» специализируется на комплексном оборудовании и автоматизации торговли в супермаркетах, магазинах и оптовых торговых «точках». Она устанавливает кассовые аппараты на любой вкус, электронные весы, сканеры штрих-кода, кассовые боксы, системы защиты от краж и т.д. СМП «Сателлит» не только выполняет строительные работы, но и устанавливает системы кондиционирования и вентиляции, торговое и технологическое оборудование.
Провести исчерпывающее рыночное исследование и дать оценку рынку может, например, «Агентство экономических услуг». Но можно и обратиться к зарубежным специалистам. Так, с 2002 г. торговую компанию «Интермаркет» консультируют две фирмы из г. Познань (Польша) - «Andzej Marcinkowski Konsulting» (вопросы организации сети дискаунтеров и супермаркетов) и «Persona» (внедрение современных стандартов управления). Обе они стояли у истоков создания в своей стране сети дискаунтеров «Bedronka».

© 2004 Торговое Дело
http://www.torgovoedelo.com/content/print.php?db=iarticle&id=335

 
Мои ресурсы
Украинский рынок
Львов
Рейтинг сетей Украины по количеству магазинов
Главная страница.
Рейтинг сетей Украины по обороту
 
 
Напишите мне


Сайт управляется системой uCoz

Найти: на: