Рынок Киева
www.ua-retail.com
Украина – не Киев
Вполне допустимо, что никуда не выезжавший уроженец украинской столицы станет оспаривать суждение, что экономические, политические, культурные характеристики регионов принципиально разнятся. И действительно, в «одинаковой» ли стране мы живем? Отличие Западной Украины от «промзоны» Востока, Киева — от регионов, Крыма — от «материка» — давно уже стала притчей во языцех политиков, журналистов и простых обывателей. Надо сказать, что особенности местной (не скажем, местечковой) украинской специфики отражаются и на развитии рынка ритейла.
По индексу человеческого развития ООН, а именно – продолжительность жизни, уровень образования, ВВП на душу населения и пр., Киев значится в чемпионах Украины. Понятно, что уровень потребления здесь намного выше, чем в провинции. Лакомый кусочек для инвестиций влечет операторов ритейла всей страны, которые спят и видят собственные торговые площади в столице. Впрочем, осуществить данную экспансию очень непросто. Например, стоимость аренды 1 кв. м площади под магазин в Киеве – от $100, а выкуп еще дороже – от $400. А вот, скажем, в Днепропетровске, где розничный товарооборот на душу населения тоже довольно высок, арендовать место можно по $6-20кв. м. Кроме того, нельзя не учитывать фактор менталитета. В сравнении с регионами, киевляне отличаются более высокими доходами и требованиями качественного обслуживания, стабильного ассортимента продукции. Портрет среднего столичного посетителя магазинов самообслуживания выглядит так:
• частота посещений супермаркетов – 11 раз в месяц;
• средний счет (только супермаркеты) – 35 грн.;
• способ прибытия в супермаркет – 52% — пешком, 22% — на автомобиле, 24,8% — на общественном транспорте.
Сегодня в Киеве для ТЦ предоставлено около 140 тыс. кв. м площадей. Это значит, что на 1 тыс. киевлян приходится 94 кв. м трейд-территории. На ІІІ ежегодной конференции «Ипотека и финансирование недвижимости в Украине» (8 апреля 2004 г.) президент Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины Александр Бондаренко заявил, что до конца 2005 г. в Киеве введут около 700 тыс. кв. м торговых площадей. В результате, по данному показателю Киев догонит Москву. Успеет ли рынок отреагировать?
Who is who в столице?
Сегодня пока трудно определить столичных лидеров рынка большого ритейла. Безусловно, к ним относятся все предприятия, которые носят почетное звание национального оператора (о них мы писали в прошлом номере). Однако список «киевлян» можно значительно расширить и другими достойными трейд-предприятиями, которые имеют все шансы перейти в статус национальных в ближайшем будущем. Многие из них пока имеют районное значение, но быстро развиваются. А вот каких-то несколько месяцев назад национальные сети сегодня сошли с дистанции, получив приставку «экс». Это «Евромарт» и «Бегемот», поглощенный недавно ДП “Квиза-Трейд” (сеть “Велика Кишеня”). Напомним, что в прошлом году после реконструкции был открыт универмаг «Украина», известный и популярный еще в советское время. За право «первого этажа» в ТЦ «Украина» боролись несколько предприятий. И это понятно: «Украина», расположенная в стратегической точке Киева (крупная транспортная развязка – проспект Победы – площадь Победы, плюс Центральный жд вокзал в 10 мин ходьбы, плюс небольшой вещевой рынок) – настоящий лакомый кусочек для большого трейд-бизнеса. Впрочем, основных претендентов на «Украину» было всего два – «Велика Кишеня» и еще один из национальных ритейл-лидеров. Как видим, победил «Большой Карман» (в переводе на русский), видимо, сказалось давнее поверье влияния имен на судьбы.
Вторая по масштабам после «Украины» реконструкция в стольном граде Киеве состоялась там, «где гудят поезда». Стальной железнодорожный стиль Южного Вокзала (впрочем, ничуть не затмившего пресловутые «парники» на Майдане) вкупе со своеобычной архитектурой Храма Св. Георгия Победоносца композиционно требовал некого «мирского» дополнения. Недолгое инвестиционное томление было вознаграждено появлением модернового ТЦ «Европорт». Симпатичное место на первом этаж присмотрел новый игрок столичного ритейла – супермаркет «Симпатик». С точки зрения маркетинга, ценообразования, логистики и прочих рыночных наук, в «Симпатике» все сделано довольно грамотно и толково. Территориально конкуренцию супермаркету составляет «Велика Кишеня» и «МегаМаркет», расположенные в 15-20 мин. ходьбы.
Как уже отмечалось, большая часть лидирующих сетей Киева – это национальные операторы: «Фуршет», «Сільпо», «Билла», «Спар».
Однако в Киеве есть розничные предприятия, не имеющие амбиций (или инвестиций) для выхода на рынок Украины, но составляющие в столице весьма серьезную конкуренцию китам розничного бизнеса. Один из самых известных – это «МегаМаркет», имеющий три крупные торговые точки в удачных местах транспортных маршрутов или скопления людей, хорошее название, в котором сразу подчеркивается средний формат между супермаркетом и гипермаркетом, Определенной целевой группы у «МегаМаркета» нет, рассчитан он на «всяк сюда входящего», зато есть простая система скидок для оптовых покупателей и по определенным дням, собственная ТМ для пельменей. «МегаМаркета» стал вторым после Спара решившемся самостоятельно строить гипермаркет. Его строительство идет в Бороварах (город спутник Киева).
Торговые предприятия компании «Вест Лайн» менее известны, поскольку сосредоточены больше в спальных районах Киева. «Вест Лайн» начала свою деятельность еще в 1990 г. с оптовой табаком торговли, а в 2000 — успешно шагнула в розничный бизнес, открыв в густонаселенном районе Оболонь супермаркет, примерной площадью 1000 кв. М. Сейчас компании принадлежит один супермаркет и 1 мини-маркета в 500 кв. м. Компания тихо развивается, не особо афишируя свою деятельность. Сейчас заверщается строительство ТЦ у Московского моста на Троещине, где Вест Лайн выступает якорным арендатором. Строительство еще одного магазина должно начаться в ближайщем будущем в Броварах на месте бывшего ресторана.
«Велика Кишеня» — известная и популярная в Киеве сеть, изначально позиционировалась как гостеприимный, украинский супермаркет. ДП "Квиза-Трейд" принадлежит сеть из шести магазинов в столице и одного — в Обухове (Киевская область). В секторе розничной торговли компания начала деятельность в 1999 г. В 2000 — был открыт первый магазин. Общая торговая площадь сети составляет 12,5 тыс. кв. м
Сегодня «Велика Кишеня» является ньюсмейкером №1 на ритейл-рынке Киева. Первая новость, безусловно, это поглощение «Бегемота» ДП "Квиза-Трейд". Сеть ТЦ «Бегемот» (в основном супермаркеты) появилась в столице относительно недавно. В декабре 2002 г. усилиями и возможностями альянса из трех компаний — украинских ООО «Интерфуд», Real Estate Solutions («Реал Истейт Солюшнз») и российской «Элита Бизнес» — был открыт первый магазин, через два месяца — второй, потом — еще три. Все магазины расположены в жилых районах Киева. Судя по всему, «Бегемот» — довольно удачное приобретение для «Квиза-Трейд», что еще более усилит ее позиции и динамику на рынке. Помимо этого, руководство ДП "Квиза-Трейд" недавно объявило о создании сетей ресторанов быстрого питания и супермаркетов одежды. Диверсификация бизнеса в «несъедобные» сферы потребления, похоже, становится одной из основных тенденций на рынке розничной торговли. Сегодня в супермаркетах "Велика кишеня" уже работают отделы по продаже косметики "Монами", сеть аптек "Здоров''я у кишені", а также сеть книжных магазинов под ТМ "Моя книга". Использование свободных торговых площадей позволяет превратить супермаркет в небольшой ТЦ, что дополнительно привлекает покупателей. В августе Квиза вышла и на региональный рынок открыв супермаркет в Харькове на плошадях обонкротившигося Евромарта.
Еще один игрок на столичном рынке —супермаркеты «Тико Маркет». Первый магазин был открыт в январе 2000 г. в центре города. Количество потребителей тогда превысило все самые оптимистические ожидания (в 2002 г. магазин посетили около 1 млн человек). Чтобы немного разгрузить поток покупателей, руководство ввело 5% скидку на все товары в утренние часы (с 2-00 до 10-00). Сегодня «Тико Маркет» — это два магазина, с ассортиментом в каждом в 12000-15000 наименований. Хозяива (среди которых вице-примьер Табачник) пробывали зимой этого года продать сеть, но желаемой (явно завышенной) цены так и не получили и заморозили продажу на неопределенный срок, впрочем, как и развитие.
29 декабря 2000 г., в канун Нового тысячелетия, начал свою работу первый в Украине гипермаркет "Макси". Большой магазин расположился не в черте города, а на трассе к международному аэропорту «Борисполь». Торговая площадь – 10000 кв. м, ассортимент – 45000 наименований — не только продукты, но и промышленные товары, косметика, чистящие и моющие средства, текстиль, белье, обувь, игрушки, спортивный инвентарь, подарки, кухонная утварь, бытовая техника и т. д. Примерный объем инвестиций – $6 млн. Параллельно с розницей «Макси» активно развивает оптовую торговлю товарами широкого потребления. Некоторые представители розницы Киева размером поменьше являются клиентами гипермаркета. Также к целевой группе «Макси» относится сегмент HoReCa и розничные торговцы. Для индивидуальных потребителей без автомобиля открыт прямой бесплатный автобусный маршрут от метро «Харьковская». Возле гипермаркета есть бесплатная парковка на 400 мест. В настоящее время магазин переживает очень тяжелые времена и после открытия осенью сего года магазина Метро на Позняках готовится к закрытию.
Некоторое время гипермаркет «Макси» не имел конкурентов по размерам, пока в Украину не прилетела «первая ласточка» иностранного ритейла – Metro Cash&Carry. Проще говоря, случилось то, что должно было случиться. 20 000 наименований продовольственной и непродовольственной продукции, размещенной на 10 000 кв. м (общая площадь постройки – 15 700 кв. м, а участка – 6,7 га), 700 парковочных мест и, главное, неограниченные, по меркам отечественных предприятий, инвестиционные возможности, сразу вызвали волнения в стане представителей украинской розницы, которые, впрочем, в отличие от московских, быстро успокоились. Практически новый для Украины формат cash&carry привлек определенную часть покупателей (слоган компании: «Профессионалы — профессионалам!») и «Метро Кэш энд Керри Украина» занял свою нишу на рынке. С момента появления «метровцы» сразу заявили о намерениях расширять свои сети по Украине. События не заставили себя долго ждать. Уже в ноябре 2004 года двери распахнет второй магазин сети быстро растущий в столичном микрорайоне Позняки. 3 магазин намечается открыть весной на Петровке у Московского моста сразу за гипермаркетом Spar. В развитие киевской сети Metro C&C вложит 200 млн грн. (первый магазин обошелся в 100 млн грн.). Вероятно, показатели украинской экономики действительно показались немецким профессионалам оптимистичными и сеть двинулась в регионы. 6 апреля 2004 г. мэр Днепропетровска совместно с руководством «Метро К&К Украина» заложили первый камень в фундамент будущего магазина. В днепропетровское Metro C&C компания инвестирует также 100 млн грн. Открытие магазина в Днепропетровске запланировано на 8 сентября сего года. 17 августа еще один магазин «Метро К&К» открылся в Харькове к его 350-летнему юбилею.
По мнению специалистов, оценить потенциал сегмента гипермаркетов в Украине довольно сложно. Ниша не заполнена и отечественный ритейл заметно развивается в этом направлении. Осенью прошлого года со скритом стартовал гипермаркет «Караван». «Караван» можно назвать гипермаркетом классического формата. Отдаленность от жилых районов и близость оживленных транспортных маршрутов привлекает покупателей, готовых покупать сразу и «много всего».
Гипермаркет Rainford войдет в состав торгово-развлекательного центра, проект которого будет реализован на месте бывшего Киевского редукторного завода на улице Борщаговской. По оценке разработчиков проекта, стоимость реконструкции здания составит около $500кв. м. Ввод в эксплуатацию планируется не ранее 2005 г. Выход на киевский рынок мощных региональных операторов давно прогнозируемая тенденция, однако пока компаний с инвестиционным уровнем «Рэйнфорда» не так много в Украине.
Также из последних событий на рынке ритейла Киева можно отметить завершение строительства одного из крупнейших в Украине ТЦ "Магеллан" общей площадью 30 тыс. м2. На первом этаже центра расположился гипермаркет "Країна" площадью 10 тыс. м2. Ассортимент гипермаркета, оборудованного 29 кассами, будет насчитывает более 40 тыс. наименований. "Країна" является третьим магазином торговой сети компании ООО "Край", которую с 1999 г. развивает АО "Банкомсвязь" (БКС).
В большом городе с крупными розничными игроками соседствует множество небольших торговых предприятий, значение которых, нельзя недооценивать. Так, в августе прошлого года ООО «Эко» приступило к построению сети «магазинов у дома» «Экомаркет». Сегодня это небольшие дискаунтеры, ориентированные на покупателей со средними и ниже среднего доходами. Сеть «Экомаркет» динамично развивается и активно выходит в регионы. Сейчас в Киеве работает 5 супермаркетов сети еще 8 действует в провинции (Чернигов, Одесса, Сумы, Черкассы, Кременчуг и Киевская область). Владельцы сети ЧП «Баядера» —компания-производитель и дестребютор алкоголя родом из самого бандитского города Донбаса—Горловки.
ООО «Элтикс», является оператором еще одной сети «магазинов у дома — «Кошик». Сегодня 8 магазинов плюс ТЦ «Элтикс» успешно функционируют на Левом Берегу Киева. Хотя руководство «Элтикса» заявляет, что сейчас для новых «Кошиков» подыскиваются свободные торговые площади, сеть реально находится в стадии продажи и поглащения.
Летом прошлого года на столичном рынке появилась „гостья” из России — компания "Далпорт Сити" с супермаркетами "ДА!Маркет". Сегодня торговая сеть «Далпорт Сити» насчитывает 48 супермаркетов в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Вероятно, в России становится тесно, и представители розничного бизнеса начинают экспансию в „країну мрій”. В Киеве "Далпорт Сити" владеет 10 супермаркетами «Да!Маркет» и один — в Виннице. К концу года, если все сложится удачно, в Киеве будет уже 18 «Да!Маркетов».
Активно развивается в Киеве и литовская сеть «Буми маркет» владеющая в настоящий момент 7 магазинами.
В Киеве из более-менее известных представителей быстрорастущего рынка магазинов самообслуживания еще можно назвать: «Комора» (1 магазин на грани банкротства) , «Бимаркет» (3 магазина), «Центральный» (3 маркета и 7 гастраномов), «Шереметьев» (4 маркета и 4 гастранома) и некоторые другие.
|