Макси Гипермаркет
Гипер маркет за городом
Вот уже чуть больше года под Киевом, недалеко от Бориспольской трассы, работает загородный мегамаркет "МАКСИ" - первый такого рода в Украине. Мы беседуем с генеральным директором предприятия Мариной Петровной Чернявской.
- Как и почему Вы решили открыть гипермаркет "МАКСИ"? Был ли учтен чей-то опыт при создании магазина?
- Идея открыть гипермаркет за городом вынашивалась давно. По специальности я товаровед, всю жизнь проработала в торговле. На такие магазины за городом я обратила внимание в Польше. Основное преимущество загородных торговых центров по сравнению с городскими супермаркетами - это возможность построить большую парковку для автомобилей, чтобы люди могли приехать сюда всей семьей и не только закупить все необходимые продукты и товары на неделю в одном месте, но и отдохнуть. Так получилось, что наш предыдущий проект - завод по производству чипсов "Люкс" - пришлось продать. Тогда-то мы и решили начать строительство гипермаркета за городом. Подобрали площадку. 10 июня 2000 года начали завозить стройматериалы, а 29 декабря уже открыли. Конечно, было много сложностей, но сейчас уже можно сказать, что магазин пользуется успехом.
- В чем отличие Вашего гипермаркета от аналогичных магазинов, работающих в Украине? В чем особые удобства для покупателей?
- "МАКСИ" - пока единственный в Украине гипермаркет за городом, поэтому сравнивать его можно разве что с городскими супермаркетами. А от них он отличается, как я уже говорила, в первую очередь, возможностью "приютить" гораздо больше автомобилей. Ведь супермаркеты завоевали популярность именно тем, что здесь можно приобрести сразу и продовольственные, и промышленные товары. Люди приезжают сюда за большими покупками, которые можно увезти только в машине. Но кроме этого есть и масса других преимуществ "МАКСИ". Во-первых, это отсутствие этажности. У нас все товары - и продовольственные, и промышленные - расположены на одном этаже, так что покупателям не приходится бегать по лестницам и дважды простаивать у кассы. Во-вторых, большая площадь позволяет свободно ходить между стеллажами. В-третьих, у нас нет <проблем> с детьми. Они или ходят со своими маленькими тележками, или ездят в автомобильчиках, не мешая родителям делать покупки и не задевая товар. Есть кафе, где можно пообедать всей семьей.
И еще очень важное преимущество: по сравнению с городскими супермаркетами, у нас гораздо шире ассортимент - более 41 тысячи наименований. Упор делается на промтовары, причем многие из них мы сами ввозим из-за рубежа. У нас прямые поставки из Польши, сейчас <осваиваем> Турцию, Индонезию, Китай. Но берем не "базарный", кустарный товар, а произведенный на крупных предприятиях, высокого качества. Благодаря прямым поставкам цены у нас существенно ниже, чем в других магазинах. Так, в городе можно купить скатерть за 50 грн., у нас - за столько же. Но у нас качество гораздо выше.
Есть собственный цех, где шьем постельное белье, полотенца, скатерти. Они представлены у нас в широком ассортименте. Естественно, цены ниже, чем в других магазинах. Такие скатерти поступают из Франции и Бельгии и продаются в городе по 140 грн. У нас же они стоят порядка 70 грн. - самые большие.
- На покупателей какого уровня рассчитан Ваш магазин? Сколько в среднем тратит в "МАКСИ" один человек?
- Мы рассчитываем на людей среднего достатка и выше. На тех, кто имеет личный транспорт и может добраться до нас (конечно, кто-то предпочитает более дешевые, но менее качественные вещи с рынка). За один визит в наш гипермаркет посетитель тратит от 200 до 3000 грн. Зато получает необходимое на всю неделю. К нам так обычно и приезжают постоянные покупатели - раз в неделю.
- Как Вам удается ежедневно обеспечивать большой выбор товара и качество продукции?
- Все промтовары у нас импортные, причем многие мы завозим напрямую из-за рубежа по договорам с производителями. Продукты же из-за границы не возим - это дорого, к тому же у нас в стране есть достаточно хороших продуктов. Завоз осуществляется дважды в день. Товароведы отслеживают спрос и заказывают такое количество товаров, какое требуется. А если что-то и остается, то у нас есть кафе, где, например, из того же кефира готовят пирожки, пончики. Так что, можно сказать, у нас безотходное производство. В договорах с поставщиками оговаривается, что они обязаны поставлять товар, у которого в запасе не менее двух третей срока хранения. А когда остается треть и большое количество товара еще не реализовано, поставщик либо обменивает его на более свежий, либо забирает. Кроме того, как только товар пришел в какое-то несоответствие с требованиями, мы также отдаем его обратно поставщику.
- Существует ли в магазине система скидок? Есть ли дисконтные карты?
- Основной упор мы делаем на оптовых покупателей. У нас, например, покупают промышленные товары для продажи в тех же городских супермаркетах и универмагах, продукты для реализации в магазинах, киосках и ларьках. Это удобно, потому что у нас существует оптовая скидка, начиная с одной упаковки, сразу 6%. Кроме того, у нас есть скидки от суммы. При покупке на 500 грн. - 1%, на 1000 - 2% и на 1500 - 3%. А учитывая, что еще и наценка небольшая - 15%, - понятно, что нигде больше такого дешевого товара нет. Мы уже вышли даже на Украину. Есть четыре 20-тонных "вольво", которые развозят товар оптовым покупателям из регионов.
Систему дисконтных карт не вводим сознательно. По дисконтной карте клиент может "накопить" лишь до 5% скидки, у нас же - сразу шесть. И нашим клиентам не надо копить чеки, подсчитывать, на какую скидку вышел - они одинаковы для всех. Но у нас есть <покупательские карты>. Они были задуманы для изучения спроса, для подбора оптимальных цен. Мы анализируем, что наиболее интересует покупателя, и в зависимости от этого строим загрузку магазина. А в перспективе сможем сообщать нашим клиентам, когда у нас появился товар, который их интересует, - это тоже будем отслеживать по их <покупательским картам>. Вся эта информация хранится в компьютере. Да и "привязывать" покупателя к нашему магазину, что делается с помощью дисконтных карт, мы считаем унизительным. Человек должен быть свободен в своем выборе.
- Действует ли у Вас система расчета по кредитным карточкам?
- Рассчитаться на кассе по кредитке нельзя, но у нас есть банкомат, где можно снять с карточки необходимую сумму. Работает и пункт обмена валют.
- Как подбираются и обучаются кадры для работы в магазине? Есть ли "текучка"? Существуют ли перспективы карьерного роста для сотрудников?
- Каждый вновь принятый сотрудник проходит месячную стажировку. Это испытательный срок. Если человек отвечает нашим требованиям, его принимают на работу. Что касается перспектив роста, то у наших сотрудников они очень хорошие. Так, у нас на опте еще очень мало людей, но мы считаем, что опт должен доминировать и будем развиваться в этом плане. Мы никого не берем на руководящие должности "с улицы". Назначаем на них только тех, кто хорошо зарекомендовал себя. У нас, например, есть сотрудник, который строил магазин, потом работал в канцелярии, а сейчас заведует отделом продаж. <Текучка>, конечно, есть, но связана она с субъективными причинами. Например, кому-то далеко добираться. Или, например, сотрудница ушла в декретный отпуск. Есть и такие, от кого мы хотим избавиться, кто не оправдал наших надежд. Не удерживаем людей инертных, которые приходят просто отбыть день. А добровольно почти не уходят. Сейчас можно сказать, что коллектив у нас в основном сложился. Завотделами все очень толковые, грамотные люди. Правда, мы собираемся расширяться, так что будем набирать еще сотрудников. Очень приветствуем желание получить образование. Помогаем, отпускаем на сессии без проблем. А тем, кому далеко ездить, но кто хорошо зарекомендовал себя, будем предоставлять квартиры здесь же, на территории гипермаркета. Они уже строятся.
- Существует ли у Вас проблема воровства? Как вы ее решаете?
- У нас есть система защиты товара, система видеонаблюдения, охрана, которая за этим следит. Но большую роль играет человеческий фактор. Именно поэтому мы автобусом не возим сюда покупателей. Автобусами приезжают малообеспеченные люди... А человек, который приезжает на машине, слишком уважает себя, чтобы воровать. Тем не менее проблема воровства есть и у нас. Очень обидно, но иногда люди специально шьют внутренние карманы... И мы, к сожалению, с этим сталкивались. Но у нас процент воровства в 9 раз ниже, чем в городских супермаркетах. Когда в зале скопление народа, очень сложно за всеми уследить. У нас же зал большой, и даже когда площадка для машин заполнена, в зале нет сутолоки.
- Какие у Вас планы на будущее?
- В Европе загородные гипермаркеты представляют собой комплекс магазинов продуктовых, промтоварных и магазинов хозяйственной группы, где есть все для дома: мебель, цветы, товары для ремонта и строительства. В этом направлении будем развиваться и мы. Но строить магазины мы не будем. Предоставим место для фирм, которые занимаются продажей мебели и пр. Усовершенствуем парковку: еще раз покроем асфальтом и сделаем разметку. Обустроим места для отдыха. К лету собираемся построить беседки, где можно разместиться всей скмьей. Благо, территория - 10 гектаров, лес - располагает к отдыху. Сделаем небольшие шашлычные... Сейчас у нас "дневной" режим работы, но в будущем планируем перейти на круглосуточный.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития торгового сегмента, в котором Вы работаете?
- Подобные гипермаркеты будут появляться еще и еще. Уже есть компании мирового значения, которые собираются обосновываться за городом. И на нашу площадку, если они захотят, мы их пустим. Некоторое время, конечно, наш гипермаркет еще будет единственным в своем роде, но не думаю, что это продлится долго. За такими комплексами, считаю, будущее. В Польше, например, большинство гипермаркетов вынесены за город. А те, которые строились в городе, со временем превратились в магазины дорогой одежды и обуви.
- Что бы Вы пожелали Вашим партнерам и покупателям?
- Чтобы конкуренция была более корректной. А покупателям - чтобы они имели возможность хорошо зарабатывать, прийти в магазин и купить то, что им хочется.
P.S. После открытия в Киеве гипермаркетов Metro Cash&Cary (особенно второго-на Позняках) дела у Макси пошли плохо. Во второй половине 2004 г. хозяива сети стали искать покупатилей либо арендаторов на весь ТЦ.

Сайт управляется системой uCoz
|