Рейтинг сетей Латвии
Главная страница.
Ссылки
Ахолд-хозяива REMI
Балтии весной 2004 года
Рынок Центральной Европы
Рынок Латвии

Десятым будешь?
Влад ВОТРОВ
На конец 2003 года на латвийском рынке розничной торговли cтало девять основных игроков. Вместе они объединяют порядка шестисот магазинов. Всего в нашей стране приблизительно 2000 точек, основным источником дохода для которых является продажа продовольствия. Отметим, что сей процесс так или иначе затрагивает различные события, происходящие в Латвии. Поэтому посмотрим на то, что имеем, так как прогнозировать сейчас что-либо по рынку ритейлеров достаточно затруднительно.
В принципе, можно насчитать и десять торговых сетей — у Sky Baltija есть два супермаркета. Правда, изначально на рынке они позиционировались с привлечением, можно сказать, фешенебельной публики, которой можно предложить какой-то особенный товар. Однако с появлением в Риге аналогичных торговых центров (Мc2 и Stockmann) дальнейшая их стратегия вызывает массу вопросов, на которые так и не удалось получить ответов ввиду недосягаемости директора предприятия Арманда Розенбаха. Еще больше их возникает, когда начинают рассуждать — где та грань рынка розничной торговли, после которой возникает его перенасыщение и слияние уже существующих сетей? Обычно это происходит, когда упомянутый предел начинает колебаться в районе 70%, соответственно падает и число операторов. До скольки — ответить сложно.
Возможно, одним из таких шагов к слиянию сетей следует рассматривать прозвучавшее в пятницу заявление руководства ICA (владелец Rimi) и Kesko Food (принадлежат в Латвии магазины Citymarket и Supernetto) о создании совместного предприятия для работы в странах Балтии.
Мало того, уже года два говорят о вот-вот готовящемся приходе в нашу страну одной из крупнейших европейских сетей магазинов-дискаунтеров — немецкой компании Lidl. Когда это произойдет и произойдет ли вообще — неизвестно. Тем временем владельцы маленьких и средних магазинов начали объединяться, чтобы как-то выжить в жестокой конкуренции, навязанной им, как в Риге, а теперь и на периферии, лидерами этого сегмента. Среди таких отметим объединение 47 магазинов Курземе и Видземе под брэндом top!
Все громче заявляет о себе латвийская кооперация торговцев Aibe. Исполнительный директор этой структуры Зигмунд Скурвидс намерен создать конкурентоспособную сеть уже существующим. В ближайших планах — присоединение к международному альянсу CBA, основанному в восьми странах Центральной и Восточной Европы, годовой оборот которого около 3,4 миллиарда евро. Делается это в противовес давлению международных торговых сетей, а также для поддержки местного производителя, чья продукция благодаря этому может попасть на прилавки магазинов в Болгарии, Хорватии, Венгрии, Словении, Польше, Румынии, Словакии и Литве. Сейчас основу латвийского отделения Aibe составляют маленькие торговцы, работающие по принципу франчайзинга, а также небольшие региональные сети. На конец года оно объединяет в Латвии 85 фирм, которые располагают 320 торговыми местами. Причем на долю магазинов приходится 85% из них (или порядка 270), остальные — различные кафе, кулинарии, суммарный оборот которых за ноябрь составил 3,2 млн. латов. Заметим, что Aibe развернула широкую деятельность и за полтора года предприятия этой структуры раскинуты по всей территории Латвии, за исключением Алуксне, Гулбене, Краславы и участка на побережье Рижского залива — от Юрмалы до Колки. Кроме вливания в международный альянс СВА, латвийская структура не прочь стать третьей на местном рынке по обороту. Для решения этой задачи компания успела создать свой торговый знак и намерена заняться системой логистики.
Кстати, предложение продуктов питания под торговой маркой сети, которые доступны только в ее магазинах, — испытанный и успешный маркетинговый ход. И им пользуются многие наши операторы.
Однако от этого предпринимателям легче не стало. Многие махнули рукой, будучи не в силах совладать с гигантами отрасли, и отдали (продали) свои помещения под игральные аппараты или другие прелести жизни, весьма далекие от желудка человеческого. Таким образом, появляются проблемы и вопросы, решать которые надо если и не незамедлительно, то хотя бы помнить об их существовании. Иначе можно наломать дров.
ПРОБЛЕМА N 1
Если куда-то приходит зарубежная торговая сеть, то она старается "привести" с собой испытанный иностранный товар. И здесь, конечно, местные производители остаются не в выигрыше, так как им все сложнее пробиться на стеллажи больших супермаркетов. Трудно им бороться и с жесткими требованиями, предъявляемыми ведущими ритейлерами страны к их товару по его оплате и закупочным ценам. Можно возразить, что мол, потребитель тогда получает более дешевый товар. Однако не будем забывать, что тот же местный производитель, который заходит в магазин и видит свой товар со значительной скидкой, вряд ли рад этому. Смею предположить, что у него сердце кровью обливается, когда он подсчитывает недополученную прибыль.
C другой стороны, многим местным производителям очень трудно выйти со своим товаром в большие сети, так как у них нет тех возможностей для инвестирования в оборудование или хотя бы упаковку товаров. С другой стороны, отсутствие продукции таких производителей в торговых сетях, которая может быть на порядок выше представленной там же, приводит к ситуации, в которой у потребителя сужается возможность выбора.
ПРОБЛЕМА N 2
Складывается ощущение, что стремительному развитию сетей способствует и сильное политическое лобби со стороны государства. А как иначе назвать прикрытие торговли алкоголем после 22.00? Теперь добрались до алкогольных коктейлей и, похоже, замахнулись на пиво. Под мотивировкой борьбы с пьянством и сокращением на его почве количества правонарушений идет удушение малого и среднего бизнеса, который на торговле спиртным, в общем-то, выживал. А кто-нибудь считал: улучшились ли цифры по поддержанию правопорядка в результате принятого запрета? Вряд ли, хотя бы потому, что считать там нечего.
ПРОБЛЕМА N 3
Владельцы супермаркетов с открытием нового магазина всегда гордо заявляют о создании энного количества рабочих мест. Вместе с тем не мешало бы подсчитать: сколько за это время людей лишилось работы, когда стали закрываться находящиеся поблизости от новоиспеченных латвийских гигантов старые магазинчики?
ПРОБЛЕМА N 4
В Риге тоже весьма вероятен новый всплеск безработицы. Новогодний подарок владельцам продуктовых киосков преподнесла Рижская дума. Согласно новым требованиям для развития "гармоничной городской среды", планируется закрыть до 4 тысяч подобных сооружений в столице. А теперь подсчитайте: сколько людей такие киоски обеспечивали работой, даже если взять по 2-3 человека на одну точку?
Не секрет, что во многих из них правила хранения тех же продуктов не соответствовали положенным нормам. Но стоило ли рубить так с плеча? Столько терпели и потерпели бы еще немного, пока не создали четких критериев относительно того, чем и в каком виде там можно все-таки торговать и как должен выглядеть, наконец, этот самый киоск снаружи. Между прочим, в устранении целой армии таких построек можно усмотреть и влияние все тех же супермаркетов, так беспокоящихся о том, как скорее окупить вложенные инвестиции. Хотя если вглядеться, то целевые аудитории у рыночного киоска и большого магазина абсолютно разные.
ЛИДЕРЫ И ОСТАЛЬНЫЕ
Компания RIMI взяла в этом году курс на увеличение числа гипермаркетов — не только в Латвии, но и во всех странах Балтии. Если говорить о ее планах в нашей стране, то дочерняя компания шведской ICA Baltic собирается в 2004 году открыть здесь еще 8-9 новых магазинов, половина из которых придется на гипермаркеты. Что касается прибыли предприятия RIMI Latvia, то данные за этот год совсем уже скоро станут доступны вниманию, а в 2002 году оно заработало почти полмиллиона латов, достигнув самого высокого оборота среди всех местных торговых сетей — 85,37 млн. латов.
В свою очередь главный конкурент RIMI в Латвии — литовский VP Market так рьяно взялся за дело здесь, что в прошлом году увеличил свой оборот сразу на тысячу процентов(!) — до 66 млн. латов. При этом литовцы, обосновав на конец года здесь 73 магазина, в 2004 году намерены сделать ставку не на свои супермаркеты MAXIMA, а на более простенькие T-Market и улучшение качества обслуживания. Последних должно прибавиться — на 12—15 магазинов больше, чем ныне.
Финская Kesko food долго и упорно заявляла о том, что скоро захватит четверть латвийского рынка, и в этом году можно отметить прорыв к осуществлению этой мечты.
Похоже, компания сделала ставку на так называемые discount-магазины Supernetto, которых уже 11, плюс взяла в долгосрочную аренду 4 магазина Globuss, принадлежащих местной фирме Ilga-Sigulda. Все они постепенно будут переименованы в те же Supernetto. Заметим, что такой шаг руководства Ilga-Sigulda так или иначе повлияет на ее поставщиков — неизвестно, будет ли Kesko food продолжать сотрудничество с ними.
Что же касается работников Globuss, то вряд ли удастся сохранить за всеми места, так как переориентация магазинов в дискаунтеры подразумевает и уменьшение персонала. Вот как в СМИ прокомментировал свое решение об отступлении глава Ilga-Sigulda Янис Борманис: "Мы — маленький игрок на рынке розничной торговли, и для нас, чтобы удержать свои позиции, будет выгодней уйти из этой сферы". Теперь он намерен развивать свои сети бистро, кулинарии и услуги туризма.
Elvi Grupa, объединившая на конец августа 2003 года 45 магазинов страны, работающих по принципу франшизы, имела оборот в прошлом году 24 млн. латов. Магазины под этой маркой можно встретить преимущественно в регионах, как и новосозданной сети top!, чей приблизительный оборот в этом году составит 35 млн. латов.
Другая латвийская сеть маркетов Beta представлена в Риге пошире (9 точек), достигнув к концу текущего года отметки в 40 магазинов. Судя по всему, она тоже увеличит свои показатели (в 2002 г. оборот составил 27 млн. латов), расставшись, похоже, как и Mego с идеей сделать акцент на дискаунтерные магазины. По словам помощника гендиректора по вопросам развития Каспара Брувериса, Mego на сегодняшний день имеет 36 магазинов (14 — в Риге) и планирует завершить этот год с показателем оборота в 56 млн. латов.
Наконец, сеть Nelda, в основном работающая в Риге (из 21 магазина этой сети 19 работают в столице и 2 в Саласпилсе), решила расширить свою географию.
В первом квартале наступающего года ее руководство планирует открыть маркет в Резекне, ну и еще два, как всегда, в Риге. Для сравнения: оборот компании за 11 месяцев 2003 года составил 31 млн. латов, а за весь прошлый год он равнялся 26 млн. латов.
Подводя итог, подсчитаем, сколько в Риге магазинов принадлежит нашим ритейлерам. VP Market — 37, RIMI — 24, Nelda — 19, Mego — 14, Kesko Food и Beta — по 9 и у Elvi — 6. Итого: семь операторов располагают 118 торговыми местами. И это еще не предел, каждый из них собирается поднять планку своего присутствия в столице еще выше. Что касается республики в целом, то, наряду с сетями top! и Aibe, упомянутой семерке принадлежит 585 магазинов из примерно 2000 торговых точек по всей стране. Простор для расширения еще есть, вот только не переборщить бы.



Сайт управляется системой uCoz