Рынок Латвии
Десятым будешь?
Влад ВОТРОВ
На конец 2003 года на латвийском рынке розничной торговли cтало девять основных игроков. Вместе они объединяют порядка шестисот магазинов. Всего в нашей стране приблизительно 2000 точек, основным источником дохода для которых является продажа продовольствия. Отметим, что сей процесс так или иначе затрагивает различные события, происходящие в Латвии. Поэтому посмотрим на то, что имеем, так как прогнозировать сейчас что-либо по рынку ритейлеров достаточно затруднительно.
В принципе, можно насчитать и десять торговых сетей — у Sky Baltija есть два супермаркета. Правда, изначально на рынке они позиционировались с привлечением, можно сказать, фешенебельной публики, которой можно предложить какой-то особенный товар. Однако с появлением в Риге аналогичных торговых центров (Мc2 и Stockmann) дальнейшая их стратегия вызывает массу вопросов, на которые так и не удалось получить ответов ввиду недосягаемости директора предприятия Арманда Розенбаха. Еще больше их возникает, когда начинают рассуждать — где та грань рынка розничной торговли, после которой возникает его перенасыщение и слияние уже существующих сетей? Обычно это происходит, когда упомянутый предел начинает колебаться в районе 70%, соответственно падает и число операторов. До скольки — ответить сложно.
Возможно, одним из таких шагов к слиянию сетей следует рассматривать прозвучавшее в пятницу заявление руководства ICA (владелец Rimi) и Kesko Food (принадлежат в Латвии магазины Citymarket и Supernetto) о создании совместного предприятия для работы в странах Балтии.
Мало того, уже года два говорят о вот-вот готовящемся приходе в нашу страну одной из крупнейших европейских сетей магазинов-дискаунтеров — немецкой компании Lidl. Когда это произойдет и произойдет ли вообще — неизвестно. Тем временем владельцы маленьких и средних магазинов начали объединяться, чтобы как-то выжить в жестокой конкуренции, навязанной им, как в Риге, а теперь и на периферии, лидерами этого сегмента. Среди таких отметим объединение 47 магазинов Курземе и Видземе под брэндом top!
Все громче заявляет о себе латвийская кооперация торговцев Aibe. Исполнительный директор этой структуры Зигмунд Скурвидс намерен создать конкурентоспособную сеть уже существующим. В ближайших планах — присоединение к международному альянсу CBA, основанному в восьми странах Центральной и Восточной Европы, годовой оборот которого около 3,4 миллиарда евро. Делается это в противовес давлению международных торговых сетей, а также для поддержки местного производителя, чья продукция благодаря этому может попасть на прилавки магазинов в Болгарии, Хорватии, Венгрии, Словении, Польше, Румынии, Словакии и Литве. Сейчас основу латвийского отделения Aibe составляют маленькие торговцы, работающие по принципу франчайзинга, а также небольшие региональные сети. На конец года оно объединяет в Латвии 85 фирм, которые располагают 320 торговыми местами. Причем на долю магазинов приходится 85% из них (или порядка 270), остальные — различные кафе, кулинарии, суммарный оборот которых за ноябрь составил 3,2 млн. латов. Заметим, что Aibe развернула широкую деятельность и за полтора года предприятия этой структуры раскинуты по всей территории Латвии, за исключением Алуксне, Гулбене, Краславы и участка на побережье Рижского залива — от Юрмалы до Колки. Кроме вливания в международный альянс СВА, латвийская структура не прочь стать третьей на местном рынке по обороту. Для решения этой задачи компания успела создать свой торговый знак и намерена заняться системой логистики.
Кстати, предложение продуктов питания под торговой маркой сети, которые доступны только в ее магазинах, — испытанный и успешный маркетинговый ход. И им пользуются многие наши операторы.
Однако от этого предпринимателям легче не стало. Многие махнули рукой, будучи не в силах совладать с гигантами отрасли, и отдали (продали) свои помещения под игральные аппараты или другие прелести жизни, весьма далекие от желудка человеческого. Таким образом, появляются проблемы и вопросы, решать которые надо если и не незамедлительно, то хотя бы помнить об их существовании. Иначе можно наломать дров.
ПРОБЛЕМА N 1
Если куда-то приходит зарубежная торговая сеть, то она старается "привести" с собой испытанный иностранный товар. И здесь, конечно, местные производители остаются не в выигрыше, так как им все сложнее пробиться на стеллажи больших супермаркетов. Трудно им бороться и с жесткими требованиями, предъявляемыми ведущими ритейлерами страны к их товару по его оплате и закупочным ценам. Можно возразить, что мол, потребитель тогда получает более дешевый товар. Однако не будем забывать, что тот же местный производитель, который заходит в магазин и видит свой товар со значительной скидкой, вряд ли рад этому. Смею предположить, что у него сердце кровью обливается, когда он подсчитывает недополученную прибыль.
C другой стороны, многим местным производителям очень трудно выйти со своим товаром в большие сети, так как у них нет тех возможностей для инвестирования в оборудование или хотя бы упаковку товаров. С другой стороны, отсутствие продукции таких производителей в торговых сетях, которая может быть на порядок выше представленной там же, приводит к ситуации, в которой у потребителя сужается возможность выбора.
ПРОБЛЕМА N 2
Складывается ощущение, что стремительному развитию сетей способствует и сильное политическое лобби со стороны государства. А как иначе назвать прикрытие торговли алкоголем после 22.00? Теперь добрались до алкогольных коктейлей и, похоже, замахнулись на пиво. Под мотивировкой борьбы с пьянством и сокращением на его почве количества правонарушений идет удушение малого и среднего бизнеса, который на торговле спиртным, в общем-то, выживал. А кто-нибудь считал: улучшились ли цифры по поддержанию правопорядка в результате принятого запрета? Вряд ли, хотя бы потому, что считать там нечего.
ПРОБЛЕМА N 3
Владельцы супермаркетов с открытием нового магазина всегда гордо заявляют о создании энного количества рабочих мест. Вместе с тем не мешало бы подсчитать: сколько за это время людей лишилось работы, когда стали закрываться находящиеся поблизости от новоиспеченных латвийских гигантов старые магазинчики?
ПРОБЛЕМА N 4
В Риге тоже весьма вероятен новый всплеск безработицы. Новогодний подарок владельцам продуктовых киосков преподнесла Рижская дума. Согласно новым требованиям для развития "гармоничной городской среды", планируется закрыть до 4 тысяч подобных сооружений в столице. А теперь подсчитайте: сколько людей такие киоски обеспечивали работой, даже если взять по 2-3 человека на одну точку?
Не секрет, что во многих из них правила хранения тех же продуктов не соответствовали положенным нормам. Но стоило ли рубить так с плеча? Столько терпели и потерпели бы еще немного, пока не создали четких критериев относительно того, чем и в каком виде там можно все-таки торговать и как должен выглядеть, наконец, этот самый киоск снаружи. Между прочим, в устранении целой армии таких построек можно усмотреть и влияние все тех же супермаркетов, так беспокоящихся о том, как скорее окупить вложенные инвестиции. Хотя если вглядеться, то целевые аудитории у рыночного киоска и большого магазина абсолютно разные.
ЛИДЕРЫ И ОСТАЛЬНЫЕ
Компания RIMI взяла в этом году курс на увеличение числа гипермаркетов — не только в Латвии, но и во всех странах Балтии. Если говорить о ее планах в нашей стране, то дочерняя компания шведской ICA Baltic собирается в 2004 году открыть здесь еще 8-9 новых магазинов, половина из которых придется на гипермаркеты. Что касается прибыли предприятия RIMI Latvia, то данные за этот год совсем уже скоро станут доступны вниманию, а в 2002 году оно заработало почти полмиллиона латов, достигнув самого высокого оборота среди всех местных торговых сетей — 85,37 млн. латов.
В свою очередь главный конкурент RIMI в Латвии — литовский VP Market так рьяно взялся за дело здесь, что в прошлом году увеличил свой оборот сразу на тысячу процентов(!) — до 66 млн. латов. При этом литовцы, обосновав на конец года здесь 73 магазина, в 2004 году намерены сделать ставку не на свои супермаркеты MAXIMA, а на более простенькие T-Market и улучшение качества обслуживания. Последних должно прибавиться — на 12—15 магазинов больше, чем ныне.
Финская Kesko food долго и упорно заявляла о том, что скоро захватит четверть латвийского рынка, и в этом году можно отметить прорыв к осуществлению этой мечты.
Похоже, компания сделала ставку на так называемые discount-магазины Supernetto, которых уже 11, плюс взяла в долгосрочную аренду 4 магазина Globuss, принадлежащих местной фирме Ilga-Sigulda. Все они постепенно будут переименованы в те же Supernetto. Заметим, что такой шаг руководства Ilga-Sigulda так или иначе повлияет на ее поставщиков — неизвестно, будет ли Kesko food продолжать сотрудничество с ними.
Что же касается работников Globuss, то вряд ли удастся сохранить за всеми места, так как переориентация магазинов в дискаунтеры подразумевает и уменьшение персонала. Вот как в СМИ прокомментировал свое решение об отступлении глава Ilga-Sigulda Янис Борманис: "Мы — маленький игрок на рынке розничной торговли, и для нас, чтобы удержать свои позиции, будет выгодней уйти из этой сферы". Теперь он намерен развивать свои сети бистро, кулинарии и услуги туризма.
Elvi Grupa, объединившая на конец августа 2003 года 45 магазинов страны, работающих по принципу франшизы, имела оборот в прошлом году 24 млн. латов. Магазины под этой маркой можно встретить преимущественно в регионах, как и новосозданной сети top!, чей приблизительный оборот в этом году составит 35 млн. латов.
Другая латвийская сеть маркетов Beta представлена в Риге пошире (9 точек), достигнув к концу текущего года отметки в 40 магазинов. Судя по всему, она тоже увеличит свои показатели (в 2002 г. оборот составил 27 млн. латов), расставшись, похоже, как и Mego с идеей сделать акцент на дискаунтерные магазины. По словам помощника гендиректора по вопросам развития Каспара Брувериса, Mego на сегодняшний день имеет 36 магазинов (14 — в Риге) и планирует завершить этот год с показателем оборота в 56 млн. латов.
Наконец, сеть Nelda, в основном работающая в Риге (из 21 магазина этой сети 19 работают в столице и 2 в Саласпилсе), решила расширить свою географию.
В первом квартале наступающего года ее руководство планирует открыть маркет в Резекне, ну и еще два, как всегда, в Риге. Для сравнения: оборот компании за 11 месяцев 2003 года составил 31 млн. латов, а за весь прошлый год он равнялся 26 млн. латов.
Подводя итог, подсчитаем, сколько в Риге магазинов принадлежит нашим ритейлерам. VP Market — 37, RIMI — 24, Nelda — 19, Mego — 14, Kesko Food и Beta — по 9 и у Elvi — 6. Итого: семь операторов располагают 118 торговыми местами. И это еще не предел, каждый из них собирается поднять планку своего присутствия в столице еще выше. Что касается республики в целом, то, наряду с сетями top! и Aibe, упомянутой семерке принадлежит 585 магазинов из примерно 2000 торговых точек по всей стране. Простор для расширения еще есть, вот только не переборщить бы.
Сайт управляется системой uCoz
|