Киев
Украинский рынок
Главная страница.
Ссылки
Фуршет

За всеми покупками - в один магазин
Товар 2001 03
Анастасия Закревская
В последнее временем украинский потребитель вопреки традиции - бродить по маленьким магазинам - стал все больше склоняться к покупкам в одном магазине, где можно приобрести все, чего душа пожелает. Сегодня их уже около десятка - "Билла", "Макси", "Fozzy", "Мегамаркет" и т. п. А несколько лет назад был лишь один - "Фуршет" на Ярославской - первый большой супермаркет, после которого на рынке начали появляться, словно грибы после дождя, и другие. О нюансах его работы и секретах, как собирать в своих залах большое количество посетителей, читателям "Товара лицом" рассказывает директор сети оптово-розничных магазинов "Фуршет" Александр Янишевский.











ТоварЛицом.: Александр Владимирович, как появилась идея открыть супермаркет наподобие уже давно действующих на Западе магазинов?

Александр Янишевский: Все началось восемь лет назад с ООО "Гарантия-Трейд", которое занималось реализацией продукции фирмы "Ферреро". Параллельно мы имели 5-6 небольших магазинчиков "Ля Фуршет" по Киеву. Два года назад компания разделилась на две ветви: одна сконцентрировалась на работе крупнооптовых мегамаркетов, другая опекала только "Фуршеты", хотя уже с логотипом без французского артикля "ля". Именно тогда мы поняли, что малые розничные торговые пункты отжили свое и пришло время больших магазинов. В день рождения его площадь достигала всего 850 м2, а само помещение состояло только из двух залов - для товаров личной гигиены, кондитерских изделий и соков. Поработав 8-9 месяцев, мы почувствовали, что не хватает места - люди пошли в такие магазины, много покупателей начали приезжать на машинах - и мы построили еще один зал на 400 с лишним метров, где сегодня расположена группа морозильной продукции (рыба, мясо, колбаса и т. п.). Но наплыв посетителей все увеличивался, и нам пришлось опять расширяться - буквально перед Новым годом открылся еще один отдел площадью около тысячи квадратных метров - где можно выбрать бакалейные товары, воду, алкогольные напитки
Т.Л.: А этого помещения вам хватает?
А.Я.: Вообще-то нет. Сейчас маркет занимает 2200 - 2500 м2, и если бы мы имели возможность достроить еще метров 800, было бы просто замечательно.
Т.Л.: На первый взгляд, большой магазин работает по хорошо отработанной схеме и без сбоев. И все же, какие проблемы подкарауливают супермаркеты в условиях украинского рынка?
А.Я.: Что касается нашего "Фуршета", то, несмотря на широкий ассортимент, приемлемые цены, постоянную заполненность магазина покупателями, длительное время оставался нерешенным вопрос со стоянкой для автомобилей. В отличие от хорошо известной в Киеве "Биллы", владельцы которой заранее знали, каким будет этот маркет (поэтому стоянка была предусмотрена еще в рабочем проекте), наш магазин с самого начала строился по принципу уютного домашнего торгового центра, а потому острой необходимости в большой стоянке не было. Но время все изменило, и несколько месяцев назад мы вынуждены были выделить дополнительные средства и организовать 80-100 мест для машин, вследствие чего число наших клиентов увеличилось.
Т.Л.: Как вам удается ежедневно заполнять маркет таким огромным количеством товаров?
А.Я.: У нас каждый менеджер закреплен за отдельной группой товаров и отвечает за то, чтобы они вовремя появлялись на полках магазина. В основном мы покупаем продукцию здесь у импортеров, дилеров и трейдеров, и только небольшая часть - около 10% - приобретается непосредственно за границей. Сегодня с нами сотрудничают более 600 поставщиков. Работаем со всеми, кто имеет возможность поставлять нам продукцию на приемлемых условиях, по нормальным ценам.
Т.Л.: Деятельность многих супермаркетов построена по принципу оптовой и лишь частично - розничной торговли.
А.Я.: Такие предприятия уже работают на рынке, но наш магазин больше ориентирован на розничного покупателя, хотя есть и оптовые клиенты - рестораны, бары, кофейни, представительства и т.п. Сегодня перед нами встал другой важный вопрос - повышение культуры обслуживания.
Т.Л.: Каким образом вы планируете этого достичь?
А.Я.: Прежде всего мы вкладываем силы и деньги в обучение персонала - продавцов, кассиров, администраторов. Продолжается тендер среди агентств, которые будут этим заниматься. Думаю, что продавцы и кассиры будут учиться в Киеве, а для персонала высшего уровня предполагается стажировка за границей. В наши планы также входит обучение сотрудников иностранным языкам, ведь нас посещает очень много иностранцев.
Т.Л.: А разве, когда вы открывали магазин и принимали на работу людей, на профессионализм внимания не обращали?
А.Я.: Мы имели достаточно большой опыт работы в торговле и уже тогда понимали, какие нам нужны работники. Причем товарищеские и семейные связи не учитывались. Все претенденты проходили жесткий конкурс, стажировку, после чего были отобраны самые лучшие. Кстати, в нашем супермаркете работает много мужчин. Ежедневно мы выгружаем до 120-150 автомашин с товаром, а женские руки все-таки не могут перенести такой объем продукции. Кстати, именно в этом супермаркете, по нашим данным, наибольшая средняя покупка по сравнению с другими магазинами Киева. И это проверенные цифры. Сюда заходят одни из самых богатых клиентов. Доля посетителей, которые за один раз покупают значительное количество товара, достигает около 85% (почти все они наши постоянные клиенты). А если подъехать к "Фуршету" в пятницу или субботу и посмотреть на количество машин с дипломатическими номерами - убедитесь, что таких около половины. Для постоянных клиентов действует система дисконтной карточки - чем больше человек покупает, тем большая скидка. Уже год мы работаем круглосуточно.
Т.Л.: У вас давно действует система расчета по кредитным карточкам. Как она сегодня приживается у нас на рынке?
А.Я.: Некоторые маркеты ставят банкоматы, чтобы можно было "снимать" деньги с карточки и рассчитываться наличными. Мы же считаем необходимым иметь на кассе так называемые посттерминалы, поскольку не всегда и не всем выгодно обменивать деньги в банкомате. Кредитные карточки - уже давно обычная форма расчета для иностранцев, которые часто посещают наш магазин.

Т.Л.: А что вы собираетесь предложить посетителям в ближайшее время?

А.Я.: Во-первых, у нас уже шесть месяцев действует система "интернет-магазина", где люди при нежелании ехать в "Фуршет" могут приобрести товар (по тем же ценам, на тех же условиях) с доставкой домой. Есть и другие наработки, но об этом - в следующий раз. Среди стратегических планов - открыть до конца года 10-12 магазинов по Киеву (пять "Фуршетов" уже есть, через месяц будет семь), из которых два - больших, общей площадью более 2-2,5 тысяч кв. м.

Справка Ua-Retail.com:

Первоначально сеть «Фуршет» состояла из нескольких небольших супермаркетов «Ля Фуршет». Позднее руководство компании сделало ставку на укрупнение своих форматов, и в декабре 1998 г. в Киеве на Подоле начал работу первый национальный оптово-розничный магазин. Сейчас сеть насчитывает 30 магазинов площадью от 1200 до 5000 кв. м с ассортиментом более 25 000 наименований продуктов питания и сопутствующих товаров. За прошлый год оборот компании составил по разным оценкам $135 - 170 млн.

Четверг, 28 Октября 2004
"Перекресток" хочет купить украинского ритейлера "Фуршет"
Retailer.RU
ЗАО "ТД "Перекресток" ведет переговоры о покупке с несколькими украинскими ритейлерами. Наиболее вероятным объектом покупки на сегодняшний день является киевская сеть "Фуршет", владеющая сетью из 30 супермаркетов. По мнению экспертов, купив действующего оператора, "Перекресток" сможет обогнать на Украине не только уже отметившихся там "Патэрсона" и "Пятерочку", но и крупнейшего ритейлера бывшего СССР — компанию Vilniaus Prekyba.

Украинский рынок — один из крупнейших в СНГ. По оценкам экспертов, от российского он отстает на год-полтора, например, даже в Киеве существенная доля розничных продаж приходится на рынки. Из западных ритейлеров в стране представлены лишь Billa (REWE Group) и Metro cash & carry. Розничный оборот только в Киеве составляет около $110-120 млн в месяц, при этом, по данным компании DTZ, в январе 2004 года этот показатель вырос по сравнению с январем 2003 года на 23,9%. "Перекресток" активизировался на Украине довольно неожиданно — ранее свой интерес к сопредельному рынку компания никак не афишировала. Теперь же, по словам источника в украинской Fozzy Group (ей принадлежит сеть "Сiльпо"), за последние два-три месяца представители "Перекрестка" успели повстречаться с большинством ритейлеров Киева. Среди прочего поднимался вопрос и о возможности покупки местного оператора.

Вчера финансовый директор "Перекрестка" Виталий Подольский подтвердил эту информацию: "Было бы странно, если б "Перекресток" не интересовался Украиной. Мы ведем активные консультации. Нам интересен стратегический выход на рынок через покупку какого-то местного оператора, а не органический, как у "Патэрсона"". При этом господин Подольский подчеркнул, что никаких конкретных договоренностей ни с одной из украинских сетей еще не достигнуто. Правда, источники сразу в нескольких киевских сетях полагают, что партнером "Перекрестка" может быть местная сеть "Фуршет".

ЗАО "Фуршет" управляет сетью из 30 одноименных супермаркетов в Киеве (18 магазинов), Кировограде, Одессе, Крыму. Минимальная торговая площадь — 1,5 тыс. кв. м. Оборот сети не раскрывается.

""Фуршет" — один из вариантов, который мы будем рассматривать",— так прокомментировал эту информацию господин Подольский. По словам президента "Фуршета" Игоря Боленко, он уже встречался и с Виталием Подольским, и с председателем совета директоров Львом Хасисом. "У нас хорошие отношения. Они ждут, когда Ernst & Young закончит наш аудит в ноябре",— заявил он. По данным источников в Киеве, владельцы "Фуршета" просят за сеть (к 2005 году количество магазинов планируется увеличить до 37) около $100-110 млн. В "Фуршете" и "Перекрестке", впрочем, эту цифру не комментируют.

"Перекресток" заинтересовался весьма конкурентным (в перспективе) рынком. Напомним, только в этом году свой интерес к украинской рознице уже проявили "Патэрсон" (в марте этого года арендовавший 4 тыс. кв. м в киевском торгцентре "Куренi") и "Пятерочка" (в августе продавшая франшизу в Харьков). Не менее активно его изучают западные ритейлеры, Например, в этом году появились слухи о планах развития на Украине крупнейшего ритейлера мира — американского Wal-Mart, а также крупнейшего ритейлера бывшего СССР — литовской сети Vilniaus Prekyba (ее оборот в 2003 году составил €1,04 млрд).

Господин Боленко из "Фуршета" полагает, что выходить на такой рынок разумнее именно через покупку. ""Перекресток" выбрал самый дорогой, но и самый правильный путь — купить кого-то здесь. "Патэрсон" пошел иначе и столкнулся с проблемами: здесь привыкли работать на меньших, чем в Москве, наценках, с одним-двумя магазинами сложно "выбивать" хорошие цены и т. д.". Правда, глава "Патэрсона" Алексей Мауергауз заявил: "Мы не можем рисковать, как "Перекресток", и отдавать миллионы долларов за чужую сеть. Риски там фантастические". Его поддерживает президент ГК "Виктория" Николай Власенко: "Все-таки это другая страна, другие законы, высокие риски..."

Об этом сообщает TorgRus.com.
Источник: Retailer.RU



Сайт управляется системой uCoz