Рынок Эстонии
Эстония обрастает торговыми площадями
Владельцы торговых центров в Эстонии как будто намерены довести количество
торговых площадей на одного человека до европейского уровня. При этом они не учитывают тот факт, что покупательская способность "среднего" жителя Эстонии заметно ниже, чем в Западной Европе. Столь неутешительная тенденция дает экспертам все основания предполагать, что в ближайшее время арендаторов на все торговые площади просто не хватит. Владельцам останется лишь снижать цену на аренду и нести убытки. Однако столь безрадостная перспектива не останавливает предприимчивых бизнесменов.
За неполные 6 месяцев этого года только в столице Эстонии - Таллинне открылись или еще откроется 8 новых продуктовых магазинов. Самые грандиозные планы по расширению собственного присутствия на эстонском рынке вынашивает финская компания Kesko Foods. В настоящее время компании принадлежит 19 магазинов-дискаунтеров Saastumarket, а до конца года, по планам руководства компании, их должно стать еще на 5 больше.
На 2 торговых объекта увеличится сеть Prisma, которая принадлежит компании Hansafood. В октябре в городе Вильянди открылся еще один супермаркет Selver. Ожидается, что до конца года число магазинов Selver в Эстонии достигнет 10.
Строительство новых торговых центров идет на фоне жесткой конкурентной борьбы, в результате которой действительно выживает сильнейший. Так, летом этого года был подписан договор о продаже крупнейшего в Эстонии гипермаркета Primo, который вскоре вольется в торговую сеть Prisma. Происходящее с Primo эксперты оценивают как явное свидетельство разворачивающихся на рынке розничной торговли событий, в ходе которых более крупные торговые сети все активнее подминают под себя конкурентов. Правда, до сих пор в роли жертв местной глобализации выступали сравнительно небольшие магазины. В случае же с Primo речь идет о гипермаркете площадью 9 тыс. кв. м, который к тому же располагается в самом популярном в Таллинне торговом центре Kristiine.
Сети Prisma до этой покупки принадлежало в Таллинне 3 супермаркета, занимая примерно 10% рынка розничной торговли. Осенью должен открыть двери еще один магазин сети, так что вместе с Primo сеть "вырастет" до 5 крупных торговых центров. При таких масштабах, считают его владельцы, можно будет успешно конкурировать на перенасыщенном рынке.
Укрупнение работающих в Таллинне и по всей Эстонии торговых сетей и поглощение ими одиночных магазинов дает потребителям определенные преимущества. Жесткая конкуренция заставляет торговцев максимально снижать цены и заманивать клиентов всякого рода льготами и распродажами.
Супермаркеты Эстонии борются за покупателя
Крупные торговые сети в наступившем году намерены продолжить активное строительство новых торговых центров. Тем временем аналитики и банкиры предупреждают: вскоре в стране, и особенно в Таллинне, возникнет переизбыток торговых площадей, который может привести к банкротству некоторых из них.
За последние два года только в Таллинне появилось около 100 тысяч кв. метров новых торговых мест, общая площадь которых превысила 300 тысяч кв. метров. Крупнейшим среди завершенных в минувшем году объектов стал торговый центр Kadaka площадью 26 тысяч кв. метров, строительство которого обошлось сети Prisma в 200 млн. крон (7,9 млн. латов). Еще один значительный проект - возведенный компанией Kesko в Староталлиннском пассажирском порту Norde Centrum, раскинувшийся на 5 тысячах кв. метров.
Как свидетельствует статистика, сейчас количество торговых площадей в эстонской столице растет в 2-3 раза быстрее, чем покупательная способность населения. Этот факт и заставляет банкиров и маклеров высказывать опасение, что при сохранении нынешних темпов строительства супер- и гипермаркетов в ближайшие год-два Таллинн столкнется с проблемой переизбытка мест розничной торговли. Это обернется снижением прибыли у игроков этого рынка и, как следствие, приведет к банкротству некоторых из них.
Руководитель Hansapank Индрек Нейвельт уже заявил, что его банк намерен более осторожно, нежели ранее, подходить к вопросу финансирования новых центров. По оценкам аналитиков, подобная позиция крупнейшего банка страны способна помешать реализации некоторых амбициозных проектов торговых сетей. Но те уверяют: в случае необходимости они станут либо вкладывать в свое развитие собственные средства, либо обратятся за помощью к зарубежным кредитным учреждениям.
Глава занимающейся недвижимостью компании Ober Haus Пауль Обершнайдер еще в прошлом году утверждал, что в Таллинне остается место максимум для одного крупного торгового центра. По его мнению, новостройка должна располагаться в очень удобном месте и обязательно в центре города. Вот только подобный скептицизм не помешал Ober Haus начать строительство двух крупных торговых центров - в столичном спальном районе Ласнамяэ (24 тысячи кв. метров) и в том же Староталлиннском порту (11 тыс. кв. метров).
При этом данные проекты далеко не самые крупные в Эстонии в 2003 году. Так, воспрянувшая после перипетий вокруг своего основного владельца, Эрнесто Преатони , компания Pro Capital заявила о начале возведения торгового центра площадью 36 тысяч кв. метров, а Linstow Varner в прошлом году заложил фундамент под гипермаркет в 50 тысяч кв. метров. Кстати, этот объект станет не только самым большим магазином в Эстонии, но и самым дорогим: его сметная стоимость оценивается в 615 млн. крон (24,4 млн. латов).
Финансовые аналитики предсказывают: при сохранении набранных темпов разрастания торговых сетей не всем участникам рынка удастся сохранить приемлемый для этой сферы бизнеса уровень доходности в 25%, позволяющий окупить новостройку за 4-5 лет. Маклерская фирма Uus Maa и подавно пророчит в обозримом будущем повторение в розничной торговле "топливного" сценария: крупные западные фирмы держали низкие цены на топливо до тех пор, пока полностью не задушили местные АЗС. Ну а председатель правления основанной на эстонском капитале сети супермаркетов Selver Урмо Валнер полагает, что около 70% владельцев небольших магазинчиков в Таллинне поняли бесперспективность борьбы с торговыми центрами и уже приняли решение о закрытии своих точек.
По признанию главы Kesko Рихо Маурера , конкуренция между торговыми сетями на рынке самой северной из стран Балтии с каждым годом становится все более жесткой. И выдержат ее не все. Сам финский концерн намерен сделать ставку на свои не ограниченные по эстонским меркам финансовые возможности. Маурер уверен: в борьбе за место под солнцем лучшие позиции занимают те торговцы, за которыми стоит крупный зарубежный владелец.
Что же касается оптимистичных заявлений, то в пользу развития торговых сетей они приводят такой довод: на одного таллиннца приходится 0,9 кв. метров торговых площадей, тогда как средний по Европе показатель - 2 кв. метра на человека. Однако при этом они забывают такое немаловажное обстоятельство, как разница между покупательной способностью среднего эстонца и среднего жителя Европейского союза, которая различается примерно в пять раз.
Александр СУЙТС, Таллинн
Сайт управляется системой uCoz
|