|
ОДЕССА - жемчужина ритейла
Журнал "Торговое Дело" 2004 01
Одесский регион — один из знаковых в развитии украинского ритейла. Некоторые эксперты называют то, что происходит здесь, настоящим безумием. Так, по некоторым данным, до конца текущего года в регионе должны открыться до 40 супермаркетов, не говоря уж о ТЦ.
Супермаркет – это обыденно
По данным областного управления статистики, почти половина населения Одессы совершает покупки в супермаркетах. В городе работают такие сети, как “Наталка-Маркет”, “Таврия-В”, “Рорус”, “Сельпо”, “Копейка”, “Фоззи” „Планета”, „Виртус”. Специалисты, занимающиеся исследованием эффективности работы супермаркетов, едины в том, что в одесском регионе практически все компании находятся в равных условиях: у “Таврии-В” пять магазинов в Одессе и два в Ильичевске. У “Наталки” — пять магазинов.
Супермаркеты располагаются главным образом в спальных районах. Наибольшими площадями располагают ООО «Таврия-В» и «FOZZY - Юг». Например, площадь супермаркета «Аэропортовский» («Таврия-В») - более 10000 м2. Здесь могут одновременно находиться до тысячи покупателей, которых обслуживают 27 кассовых терминалов. Как гласит название, это торговое предприятие расположено недалеко от центрального аэропорта.
За счет развития структуры современных форм торговли объем розничного товарооборота составил 1691,5 млн грн., и увеличился по сравнению с 2002 годом на треть.
В области функционируют более шестнадцати торговых фирм, которые ведут торговлю под своими марками. Только в 2003 году в Одессе было открыто восемь новых супермаркетов и теперь их общее количество составляет 47 (почти столько же, сколько и в Киеве).
Сети развиваются и в глубинке: в Ильичевске работает магазин «Таврия-В», в Теплодаре универсам «Сильпо» («FOZZY-Юг»). В Измаиле уже работает «Копейка», а в Кодымском районе открыт магазин бытовой техники «Техноцентр». В общей сложности в регионе, не считая Измаила, Ильичевска и города Южного, действуют 52 магазина: в Беляевском, Балтском, Велико-Михайловском, Белгород-Днестровском, Кодымском и Измаильском районах.
Определенный темп в Одесской области набрала и тенденция реконструкции рынков и их переоборудование в торгово-сервисные центры. Это в какой-то степени может создать конкуренцию супермаркетам. Реконструкция рынков также направлена на постепенную ликвидацию стихийной торговли. Данные меры применяются в рамках специальной областной программы за счет привлеченных средств владельцев рынков и частичного финансирования из местных бюджетов.
Мэр говорит «нет» стихийной торговле
Недавно мэр Одессы Руслан БОДЕЛАН провел специальное заседание Совета по вопросам установки и эксплуатации в городе объектов мелкорозничной торговой сети. Начальник управления развития торговли и бытового обслуживания г-н Лысенко привел данные инвентаризации 2500 объектов мелкорозничной торговой сети Одессы, по которым составляются соответствующие паспорта. По его мнению, необходимо наладить более тесную связь и координацию действий между различными управлениями, согласовывающими разрешительные документы, и районными администрациями, чтобы избежать хаоса в процессе размещения объектов торговли и создания предпосылок для цивилизованной и упорядоченной торговли даже на временных объектах. Руслан Боделан обратил внимание на то, что от горожан участились жалобы на хаотичность и неупорядоченность установки объектов мелкорозничной торговли, на неопрятный вид киосков. Также прозвучала информация об уклонении от уплаты в местный бюджет многими мелкими объектами.
В скором времени ожидается прекращение выдачи любых разрешительных документов на установку новых объектов мелкорозничной торговли. Будут приняты меры к приведению внешнего вида объектов мелкорозничной торговли к единому стандарту, утвержденному управлением архитектуры и градостроительства. После того, как завершится инвентаризация объектов и процесс их узаконивания, будут четко определены места, где могут располагаться точки мелкорозничной торговли. В объектах мелкорозничной торговли, которые расположены в непосредственной близости от учреждений образования и мест отдыха, планируется запретить торговлю спиртными напитками.
По мнению городского головы, лишь в случае неукоснительного соблюдения этих требований будет наведен порядок в работе объектов мелкорозничной торговли и город приобретет по-настоящему привлекательный вид, соответствующий европейским стандартам.
Супермаркет по-одесски
По мнению экономистов, в Одессе пока нет явных лидеров среди торговых сетей. Так, по словам начальника отдела маркетинга и рекламы компании «FOZZY-Юг» Дмитрия АДАБИРА, в настоящий момент не чувствуется серьезной конкуренции между представителями цивилизованной торговли в формате супермаркетов и универсамов. Колебания посещаемости незначительные, они происходят, как правило, в первую неделю после появления нового универсама. Открывшийся супермаркет в определенном микрорайоне привлекает клиентов из числа посетителей уличных рынков, которые делают свой выбор в пользу удобных современных магазинов. По некоторым прогнозам, в Одессе вряд ли можно рассчитывать на дальнейшую активизацию торговых сетей супермаркетов, так как местный рынок уже достаточно насыщен. В городе практически в каждом квартале имеется жизнеспособный магазин с нормальным ассортиментом. Одесские сети супермаркетов, которые начали формироваться даже раньше киевских, ищут выходы на новые рынки и, похоже, успешно. Например, «Рорус», владеющий шестью торговыми предприятиями в Одессе, скоро выходит на столичный рынок. К этому периоду «Рорус» готовится к сдаче сразу трех магазинов. Самым большим из них станет запланированный в поселке Котовский ТЦ площадью 12000 м2, в котором якорным оператором будет наибольший из всех работающих сейчас супермаркетов сети «Рорус» - площадь 3500 м2. Еще один супермаркет откроется в юго-западном районе Одессы, в районе им. Таирова, и один — на улице Котовского. Свой первый ТЦ «Рорус», при участии Украинской торговой гильдии, открыл в июле прошлого года на ул. Ильфа и Петрова (5000 м2).
В Одессе работает шесть универсамов всеукраинской торговой сети «Сильпо». В ближайшее время компания планирует дальнейшее освоение города и региона. Сеть «FOZZY» также расширяется. Здесь особое внимание уделяется реализации проектов торговых комплексов, которые включают в себя центры отдыха, развлечений, продажи не только продуктов питания, но и одежды, бытовой техники и другие направления. В Одессе готовятся к открытию нескольких таких торговых центров.
МЕТРО – не помеха
Информация о заходе в регион сети МЕТРО вызвала противоречивую реакцию среди местных компаний. Торговая площадка МЕТРО должна расположиться на шестом километре Овидиопольской дороги. Однако уже на очередной сессии одесского городского совета была зафиксирована попытка помешать планам компании. Но в Одессе есть и другие мнения. Одно из них было озвучено Дмитрием Адабиром: МЕТРО продемонстрировало своеобразие взаимоотношений с западными инвесторами и производителями. Эта сеть определила входные цены, которые получают данные компании. Местные фирмы, увидев ценоотношения МЕТРО с представителями других торговых предприятий, позволили себе потребовать от них снижения входных цен и, соответственно, увеличить свой заработок, а в некоторых случаях даже снизить и свои цены, что выгодно для конечного потребителя. Чем больше будет операторов на рынке, тем выгоднее будет конечному потребителю, поскольку растет конкуренция цен, появляются дополнительные услуги, компании снижают цену, торговую надбавку. Украинские ритейлеры на примере «Метро» увидели новый опыт: на что могут пойти поставщики ради работы с крупной компанией. Это улучшило понимание отечественных ритейлеров в отношении того, что можно требовать от поставщика.
«С другой стороны, украинскому государству было бы интересней поддерживать свои местные сети, которые вкладывают деньги здесь и сейчас, создают рабочие места, развивают собственные марки и не уводят капиталы за рубеж. В этом отношении политика должна строиться на поддержке местных сетей и введении некоторых ограничений на деятельность иностранных ритейлеров. Это можно объяснить серьезной причиной. Западные компании, которые входят на наш рынок, имеют достаточно большой бюджет. У них есть определенный маркетинговый план вхождения на рынок, обычно с достаточно низкими ценами. Для того, чтобы завоевать своего покупателя, они демпингуют. Иностранные ритейлеры покупают более мелкие компании с целью захвата рынка. Здесь надо четко отслеживать варианты демпинга и не допускать их, так как в этом случае будет наноситься урон отечественным компаниям», - заметил г-н Адабиров.
К слову, некоторые эксперты полагают, что даже площадка на шестом километре Овидиопольской дороги, расположенная рядом со знаменитым рынком «Седьмой километр», не даст МЕТРО ожидаемых результатов по перетягиванию клиентов. Потому что привычка покупать на рынке пересилит со временем даже интерес к цивилизованному обслуживанию. Места хватит всем.

Сайт управляется системой uCoz
|