Санкт-Петербург

Торговые сети и розничный рынок Санкт-Петербурга

© Кирилл Терещенко, независимый розничный эксперт, лауреат национальной государственной премии правительства РФ «Менеджер года – 2002» в номинации «Сфера торговли и потребительской кооперации», член ассоциации топ-менеджеров ритейла России

Санкт-Петербург – четвёртый город Европы по численности населения после Лондона, Москвы и Парижа. За последние несколько лет Санкт-Петербургу удалось значительно укрепить свои позиции в качестве одного из крупных центров балтийского региона. Многое было сделано для реструктуризации промышленности и развития транспортного комплекса. Всё это явилось основой для устойчивого экономического роста и развития розничной торговли.

В среде Московких ритейлеров об освоении рынка «Северной столицы» заговорили впервые три года назад в момент первого этапа насыщения московского рынка. Именно в этот момент, на втором году своей деятельности на рынке Санкт Петербурга, о походе на Москву впервые заявила «Пятерочка», практически сразу приступив к реализации своих планов. На столичном рынке в 2000 году основные местные сети столкнулись с первыми признаками зарождающейся конкуренции внутри города впервые (особенно наглядными с этой точки зрения стали районы Крылатское, Митино, Марьино и Каширское шоссе, где в радиусе 1-1,5 километров были сосредоточены по 5-7 сетевых объектов). Именно тогда «москвичи» также впервые заговорили об экспансии в «Северную столицу», однако к реализации своих планов приступили гораздо позднее.

Ёмкость продовольственного рынка Санкт Петербурга и ближайших окраин, по разным оценкам, в конце 2003 года составляла $2,2-2,3 млрд (весьма неплохо по сравнению с $1,5 млрд в 2001 году ). Рост благосостояния населения также имеет положительную динамику, однако он значительно уступает аналогичному показателю в Москве. До 2001 года основные продовольственные покупки в городе совершались в дискаунтерах или на оптово-розничных рынках. Современных форм розничной торговли катострофически не хватало. Немногочисленные супермаркеты в городе были ориентированы только на очень узкую прослойку состоятельных покупателей.

Первый этап формирования цивилизованной розничной сетевой торговли начался в городе довольно поздно – только в 1999 году, когда сеть «Пятёрочка», принадлежащая ООО «Агроторг», начала развивать сеть жёстких дискаунтеров. На сегодня сеть остаётся абсолютным лидером в городе и вряд ли её позиции в обозримом будущем удастся кому-либо поколебать. Помимо ЕБРР, в «Пятёрочку» активно инвестирует Северо-Западный банк Сбербанка РФ. Постепенно меняется и сам формат магазинов. Если на начальном этапе ассортимент в магазинах сети не превышал 600 наименований, то сейчас он составляет в среднем 3000-3200 товарных позиций, а в крупных магазинах доходит до 4000 позиций. На гораздо более высокий качественный уровень вышло оформление торговых залов и качество устанавливаемого в них оборудования. И самое важное - ни в одном канале рекламы «Пятёрочка» давно не позиционирует себя как сеть дискаунтеров. Грамотно и незаметно перепозиционировать такую мощную розничную структуру под актуальные нужды потребителей – задача не из лёгких, но компании она удалась с успехом. Чего пока нет в активе компании – это опыта поглощения других розничных операторов (лишь однажды в 2001 году «Пятёрочка» поглотила небольшую торговую сеть «Аякс») – хотя компании это вполне по средствам и под стать её амбициям. Все участники рынка с интересом ждут развития проекта стороительства и открытия первого из десяти продекларированных гипермаркетов компании – причин сомневаться в эффективности проекта и успешного освоения компанией очередного для себя формата нет, вопрос только в том, насколько быстро и на каком качественном уровне будет его содержание.


Основные розничные сетевые структуры по торговле продуктами питания Санкт–Петербурга
Розничная сеть Число магазинов на 1.01.03 Число магазинов на 1.01.04 Ассортиментная матрица Суммарный годовой оборот 2002 $млн. СПб Cуммарный годовой оборот 2003 $млн. СПб.
Пятёрочка СПб 74 100 3200 320 450
Дикси СПб 23 34 2300 100 170
Лента 2 5 3500 110 150
Мегамарт 5 5 22000 100 120
Юнисам 24 35 5500 60 75
О`Кей 1 3 18500 лето 2002 45
Копейка СПб 19 24 2800 85 100
Питерское 10 10 35000 н/д н/д
Перекрёсток 1 2 24000 осень 2002 10
Магнит 10 25 2500-2800 осень 2002 16
Далпорт сити 0 25 5000 весна 2003 н/д
Дёшево (Виктория) 0 3 3800 весна 2003 9
Патэрсон 1 2 22500 осень 2002 8,5
Крона 0 32 3000 н/д н/д
Центральные булочные 38 38 10000 н/д н/д
Metro C&C 0 2 15500 лето 2003 65

Второй по величине сетью была и остаётся «Дикси», основанная в Москве и регионах компанией «Юнилэнд». До кризиса 1998 года «Юнилэнд» был одной из ведущих оптовых компаний России и решение строить свою розничную сеть для реализации продуктов питания стала, возможно, единственным верным решением компании на тот момент. «Дикси» также изначально работала в формате жёсткого дискаунтера, который по ряду причин стал визитной карточкой Санкт-Петербурга: - торговые площади существовавших обычных магазинов не превышали в среднем по городу 400-450 кв. м; оптово-розничных рынков в городе изначально было весьма ограниченное количество (ещё одна специфическая для Санкт-Петербурга черта ), поэтому дискаунтеры в первый посткризисный период снискали популярность среди покупателей ввиду отсутствия достойной альтернативы. С ростом благосостояния и запросов клиентов и «Дикси», и «Пятёрочка» вынуждены были начать шаги по постепенному расширению ассортимента и улучшению сервиса, то есть постепенно продвигаться к формату экономичного универсама, коими они и являются сегодня в обеих столицах. Надо отметить и тот факт, что вся розничная торговля в городе изначально развивалась на основе продовольственных магазинов и универсамов, но они не объединялись в сети и были относительно небольшого размера. Параллельно «Дикси», «Юнилэнд» уже не первый год развивает сеть смешанного формата оптово-розничных центров «Мегамарт». Изначально магазины представляли собой некую смесь супермаркета и «кэш энд кэрри», но в последнее время всё больше акцент внутри них смещается в пользу классического супермаркета. Помимо своих собственных сетей, у «Юнилэнда» продолжает существовать проект добровольного объединения независимых универсамов и магазинов «Юнисам» - попытка создать альтернативу «неместным» сетям, хотя активного продвижения это начинание не имеет уже давно и будущее проекта весьма туманно. В Москве подобный проект был закрыт около года назад. В любом случае все проекты под зонтичным брэндом «Юнилэнда» достаточно успешны и остаются весьма привлекательными для внутренних и зарубежных потенциальных инвесторов, одним из которых является немецкая компания Tengelmann ( N 14 в рейтинге Европейских ритейлеров ).

Судьба и перспективы развития сети «Питерское», консолидировавшей под своё управление в своё время десяток независмых старых универсамов, не совсем очевидны. Но что абсолютно одназначно – сеть является более чем привлекательным и лакомым куском для выхода или утверждения на Питерском рынке в случае её оценки потенциальными покупателями или инвесторами. Продолжается и развитие сети гипермаркетов «О`Кей» - в начале 2003 года таких магазинов было три. В лпанах – строительство пяти объектов.

Из относительно новых проектов, можно отметить проект краснодарской сети «Даллпорт сити», ведущей активную скупку универсамов и обычных магазинов в городе. Начала деятельность в третьем для себя городе (после Москвы и Калининграда) группа «МДМ Виктория», открывшая первые три магазина «Дёшево». В текущем году стартовал проект сети «Крона», открывающей сеть дискаунтеров на базе бывших магазинов социального назначения при поддержке и инвестициях известной сети автозаправочных станций «Фаэтон». Очень интересен и необычен проект «Центральные булочные» - основу ассортимента магазинов составляют хлебобулочные изделия – сеть сама спозиционирована как специализированные фирменные магазины, хотя на сегодня они и продают уже полный ассортимент продукции уровня хорошего супермаркета. Искренне хочется пожелать им успеха, поскольку и в Москве, и в Питере, пока серьёзных успешных проектов по созданию сети специализированных фирменных магазинов на сегодня не было и нет (исключением была «Стопка», ушедшая в прошлом году из ставшего тесным для себя формата специализированных магазинов ).

Тихо и бесшумно на рынок города вышел «Тандер». Ни одной маркетинговой акции, никаких громких рекламных шагов – компания, как и в других регионах, предпочла «просто придти» и открыть магазины, не афишируя громко о своём появлении. Очень умный ход – ни в Москве, ни в Питере, никто из дискаунтерных сетей особо не припятствовал появлению «Магнитов», хотя, как минимум, серьёзную обеспокоенность это вызвало у всех без исключения участников рынка. На обоих рынках «Тандер» планирует существенно (в разы) увеличить количество существующих магазинов.

Москвичи долго присматривались к Питеру, доходы основной части населения были существенно ниже московских, и только в последнее время начали нивелироваться относительно их. Лоббистские возможности местных сетей также были задействованы на все 100%, поэтому «чужие» долгое время на рынок Санкт–Петербурга просто не допускались. Первым рискнул «Патэрсон» летом 2002 года и, как минимум, не прогадал. За ним осенью того же года решился и «Перекрёсток». Обе компании весьма довольны деятельностью своих пилотных магазинов. Как это ни парадоксально, но при значительно более низком уровне доходов населения в Санкт Петербурге, в среднем цены на продукцию по основным категориям в рознице выше московских на 9-12%, и московские сети, а также другие новые участники розничного рынка, оказывают конечным покупателям неоценимую услугу – перестраивают систему работы с поставщиками, и в итоге, пытаются нивелировать уровень цен в городе, опустив его до уровня Москвы. И «Перекрёсток», и «Патэрсон» и «Метро» на данном этапе едины в стремлении привнести на местный рынок новую культуру взаимоотношений с поставщиками, улучшить саму культуру торговли в Санкт–Петербурге в целом, снизить в среднем по рынку уровень торговой наценки и заставить существующих участников рынка искать новые пути для повышения эффективности и оптимизации путей работы на рынке. «Рамстор» и «Седьмой Континент» более осторожны в своих шагах и пока отложили выход на рынок Санкт-Петербурга на 2004 год, хотя все стадии подготовительного этапа оценки возможностей перед выходом уже прошли.

Заключение
В настоящее время темпы роста торговых сетей, специализирующихся на торговле продуктами питания, в Санкт-Петербурге очень высоки и ничуть не уступают росту рынка в Москве. А проводя аналогию по некоторым ключевым показателям, они могут и значительно превосходить его сегодня и в ближайшей перспективе. Рынок Санкт-Петербурга, безусловно, второй по ёмкости и привлекательности после Москвы, но если в Москве уже давно ощущается дефицит торговых площадей, то в Питере таковых практически просто нет, и все новые объекты современных форм торговли придётся строить самим ритейлерам, причём исключительно в спальных районах – ближе к центру города и в самом центре площадей под застройку просто нет. Альтернативой данному дефициту может стать массовый вывод из города промышленных зон, но борьба за эти помещения и территории может развернуться нешуточная, да и список участников таких тендеров может не ограничиться только действующими игроками да и не только из продуктового ритейла. Насыщение рынка в целом в будущем по ряду причин специалисты относят на более длительный период, чем в Москве, хотя сам процесс может быть и более динамичным. Оборот торговых сетей города к началу 2005 года составит на уровне 35-40% от общего оборота розничной торговли продуктами питания. Настойчивости и опыта всем пришедшим уже или только собирающимся это сделать на рынок Санкт-Петербурга не занимать, так что очень скоро ситуация для конечного потребителя в городе изменится в лучшую сторону и окончательно переориентирует его в сторону цивилизованных форм современной торговли.

 
Мои ресурсы
Эволюция розничных дискаунт сетей в России
Рейтинг сетей России
Нижний Новгород
Калининградская область
Сеть универсамов Перекрёсток
Сеть универсамов экономического класса Пятерочка
Сеть универсамов Седьмой Континент
Сеть гипермаркетов и торговых центров Рамстор
Сеть гипермаркетов Ашан (Auchan)
Группа компаний ВИКТОРИЯ
Ссылки
 
 


Сайт управляется системой uCoz