|
Нижний Новгород
Итоги года в Нижнем Новгороде: московское нашествие
© Ведомости - Нижний Новгород, Ольга Еремина, Екатерина Чичурина, Павел Миляев "Ведомости", 30.12.2003
Этот год стал для нижегородского рынка знаковым - крупные российские ритейлоры либо открыли свои первые магазины, либо начали их строить. Финансовый год для многих нижегородских предприятий стал годом упущенных возможностей, привлечь деньги от размещения корпоративных облигаций смогла лишь одна компания. А рынки наружной и телерекламы в этом году попали под контроль двух крупных российских игроков.
Появление в этом году сразу двух торговых центров, соответствующих столичному уровню, создало своего рода плацдарм для высадки десанта столичных компаний в Нижнем. В феврале корпорация "Столица Нижний" открыла ТЦ "Этажи" (площадь - 16 000 кв. м) , а 25 декабря первые арендаторы заселили ТЦ "Торговый квартал" (площадь - около 30 000 кв. м).
В "Этажах", например, расположены магазины "М. Видео", "Спортмастер", ресторан "Тинькофф". "Торговый квартал", который позиционируется как торгово-развлекательный комплекс, предоставил первые 3000 кв. м компании "Рамэнка" под супермаркет "Рамстор". Там же появится первый "фуд-корт" российской сети "Ростик Групп" - закусочные "Ростик''с", рестораны "Патио Пицца" и "Планета Cуши", кафе "Мока-Лока". Партнером "Ростика" стала нижегородская группа компаний "Пир" (входит в торгово-промышленную корпорацию "Цезарь") , которой принадлежат рестораны "Пирушка у Ганса", "Папаша Билли", а также "Спорт-бар". Общий объем инвестиций составил около $2 млн.
Московские ритейлоры планируют не только выступать якорными арендаторами торговых центров, но и строить самостоятельно. Руководство торговой сети "Патэрсон" летом 2003 г. заявило о намерении открыть в Нижнем Новгороде за три года от трех до восьми торговых центров - первый должен появиться уже в середине 2004 г. По словам гендиректора "Патэрсон" Юрия Яковчика, компания, скорее всего, не будет сама инвестировать в строительство, а займется привлечением местных инвесторов, у которых затем возьмет торговые помещения в долгосрочную аренду. Торговые центры планируется открыть в каждом микрорайоне, где более 20 000 жителей. Следующий супермаркет откроется в Приокском торговом центре в следующем году, затем в Сормовском районе.
Другим путем пошла компания "Перекресток". В декабре она объявила о покупке Spar Middle Volga, оператора сети Spar в Нижнем Новгороде. Свой пакет в Spar Middle Volga "Перекрестку" продала инвестгруппа Delta Capital. Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко полагает, что покупка Spar Middle Volga обошлась "Перекрестку" в $14 - 16 млн.
Перед угрозой столичного нашествия более активно начали развиваться и местные сети. Бывший гендиректор Национального торгового альянса (НТА) Владлен Альтшуллер осенью приступил к реализации двух розничных торговых сетей. Первая - "Мясновъ" и "Отдохни" - рассчитана на массового покупателя, а "Сомелье" и "Стейк-Март" - на клиентов с высоким уровнем доходов. Концепция сетей необычна: торговый зал каждого магазина разделен на два отдела: в одном продаются мясо и колбасы, во втором - винно-водочная продукция. Общие инвестиции в проекты оцениваются в более $10 млн.
НТА начала переориентироваться в сторону более состоятельных покупателей, открыв первые два магазина под новой маркой "Эконта". Всего планируется открыть 15 магазинов, переформатировав в них часть экономсупермаркетов "Караван" и дискаунтеров "Пятачок". Они будут отличаться большим ассортиментом (около 16 000 наименований) и расширенной линейкой непродовольственных и сопутствующих товаров.
Этот год оказался результативным и для иностранных ритейлоров. Германская компания Metro Cash & Carry после ряда неудачных попыток выбрала участок для строительства своего первого торгового центра в Нижнем Новгороде - в микрорайоне "Мещерское озеро". Компания планирует открыть его в 2004 г. , инвестировав примерно 20 млн евро. В Кстовском районе 46 га земли получила шведская фирма IKEA.
Директор департамента экономики городской администрации Вадим Агафонов полагает, что всплеск на рынке ритейла связан с тем, что инвесторы понимают: кто придет в город первым - тот и захватит лидирующие позиции. "Сейчас в регионе высокая покупательная способность населения", - уверяет Агафонов.
А заместитель директора департамента промышленности и предпринимательства администрации Нижнего Новгорода Владимира Новожилова уверен, что конкуренция крупных московских операторов будет вынуждать нижегородские торговые компании более активно развивать свой бизнес.
Предполагается, что до 2005 г. в городе будет введено 170 новых объектов стационарной розничной торговли. В 2002 г. оборот розничной торговли Нижнего Новгорода составил 46 млрд руб. , а в 2003 г. ожидается не менее 55 млрд руб.
Обзор цен. Продукты питания. №4 2003 (04.02.2003)
Торговля в Нижнем Новгороде 2002-2003
Розничная торговля
Нижегородская область
По данным Минэкономразвития, в Нижегородской области в 2002 году товарооборот в сфере торговли и платных услуг в расчете на одного жителя составил 22,6 тыс. руб. Валовой региональный продукт на душу населения составил 48,7 тыс. рублей. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась за два последних года с 24,4% до 19%.
В сфере торговли в Нижнем Новгороде и области преобладает тенденция постоянного развития и наращивания капитала, чем в нашем регионе может похвастаться далеко не каждая отрасль. В прошедшем году оборот розничной торговли на 75,3% формировался торгующими организациями, доля рынков составила 24,7% (в 2001 году – соответственно 74,7% и 25,3%).
Нижний Новгород
В Нижнем Новгороде доля рынков составляет около 20%. Рынки постепенно вытесняются из торговли города: продовольственные за счет сетей социальных и экономных магазинов, а вещевые – торговыми центрами и павильонами. Этот процесс начался 4 года назад, и есть мнение, что рынки, в привычном для нас понимании, просто исчезнут: многие будут ликвидированы, а основные преобразуются в более современные торговые центры. Станут ли ближайшие два-три года концом «базарной эпохи» – покажет время.
На фоне угасания торговли «на улице» в Нижнем Новгороде продолжает развиваться стационарная розничная сеть. Причем ее развитие на сегодняшний день в основном идет по пути повышения качества, а не количества – ремонтируются и строятся магазины, заменяются на новые мини-маркеты и павильоны. На сегодняшний день стационарная розничная сеть Нижнего Новгорода, по оперативным данным городского департамента промышленности и предпринимательства, состоит из 5097 объектов розничной торговли (в 2001 году их насчитывалось 5372). Из них реализуют продукты 3148 торговых точек, а промтовары – 1944 точки. В 2002 году розничная сеть пополнилась 94 новыми магазинами, из которых 18 были построены заново, остальные 76 были открыты после ремонтных работ в приспособленных помещениях, в том числе и подвальных.
Как в позапрошлом, так и в прошлом году преобладала тенденция к переоборудованию уже существующих площадей под магазины, а не к строительству новых помещений. Плюс явно обозначилось прогнозируемое ранее активное развитие торговли непродовольственными товарами, в 2002 году магазинов данного профиля стало больше продуктовых – 1603 против 978. Но по общему числу торговых точек лидерство продуктовых торговых точек сохранилось – за счет открытия новых мини-маркетов, киосков и павильонов (см. табл. 1). Всего за 2002 год открылось около 200 новых торговых точек.
Также в 2002 году в Нижнем Новгороде активизировалась деятельность торговых центров. За прошедший год открылись сразу несколько торговых центров: «Аврора» (в отеле «Центральный»), «Алексеевский пассаж» на ул. Алексеевской, «Планета X» на ул. Ошарской, «Арго» в здании бывшего Дома моделей. ТД «Мещера» (Центральный универмаг) увеличил свою площадь втрое, «Сормовские Зори» – вдвое. Эта своеобразная мода на торговые центры вызвала открытие ряда сравнительно небольших торговых площадей в спальных районах и в районе Центрального рынка, организованных по принципу торговых центров. 2003 год начинается открытием еще двух крупнейших торговых центров –«Этажи» и «Новая эра», а также «Гордеевского».
Желание создать как можно больше торговых площадей говорит об одном: покупатели ждут более современных и цивилизованных форматов торговли, в том числе в непродовольственной сфере. Правда, до сих пор характерной особенностью всех нижегородских торговых центров является отсутствие общей концепции в подборе арендаторов, в результате чего в сознании покупателей новые торговые центры никак не позиционированы. Это снижает их посещаемость, следовательно, и привлекательность для арендаторов. Первым о сознательной стратегии позиционирования заявил ТЦ «Этажи», которому привлекать арендаторов марок «выше среднего» позволяет выгодное расположение – в новом здании в центре города, специально построенном под торговый центр.
Оптовая торговля
Оптовое звено на нижегородском рынке за последний год претерпело значительные изменения. Происходило постепенное уменьшение количества оптовиков с последующим укрупнением оставшихся. Причем последние перестают быть только оптовиками. Почти все лидеры нижегородского опта построили для себя вертикально интегрированные холдинги, в состав которых включены не только оптовое звено, но и производство и розничная сеть. В ряде случаев подобные действия существенно повышают конкурентоспособность предприятия (при наличии достаточного количества инвестиционных средств). Товар от производителя приходит в розницу напрямую.
По поводу будущего опта в существующем виде есть разные мнения. О сокращении прибыльности оптового звена в привычном виде говорят уже давно. Поэтому можно ждать, одной стороны, наступлений на опт специализированных дистрибьюторов, занимающихся исключительно определенной группой товаров, с другой – формата Cash & Carrу, завоевывающего все большую популярность. А можно расценивать сложившуюся ситуацию в опте как возможность выиграть, создав отлаженной организационный механизм и при минимуме издержек. Тем не менее роль крупных оптово-дистрибьюторских компаний с развитой системой собственной доставки, по всей видимости, останется важнейшей, несмотря на все ожидаемые перемены. Причем никаких новых имен здесь быть не может. Нет ничего удивительного в том, что это будут те же самые компании, которые сегодня «на слуху» – крупные оптовики и владельцы розничных торговых сетей.
Компании
В феврале 2002 г. компании «ВКТ» и «Демпо» – одни из главных героев на нижегородском продовольственном рынке. ТД «ВКТ» объединился с «Демпо» в единый холдинг. На сегодняшний день холдинг включает в себя сеть оптовых складов, службу доставки, обширный автопарк, сеть фирменных магазинов, круглосуточно работает распределительный терминал. Филиалы холдинга географически покрывают весь город и всю Нижегородскую область. Несколько складов работают по системе Cash&Carry. Упростился механизм поставок: продукция из единого распределительного центра в кратчайшие сроки поступает в филиалы холдинга, расположенные практически во всем регионе, и через региональную службу продаж.
Сегодня розничная торговая сеть «ВКТ» насчитывает 19 магазинов, а в ближайшее время их количество будет доведено до 30. Среди них есть и магазины с минимальными наценками, и магазины самообслуживания с обширным ассортиментом продуктов питания. В шести торговых предприятиях реализуется городская программа обеспечения продовольствием незащищенных категорий граждан. В ближайшее время сеть магазинов будет работать в единой информационной и технологической системе под фирменным стилем.
Лидером продуктового рынка области в 2002 году оставался «Альянс». Это крупнейшая торговая компания, в этом году ей исполнилось 10 лет. Компания объединяет оптовое и розничное направления, автотранспортное предприятие и строительную компанию. Оптовое направление деятельности компании образуют 5 оптовых баз общей площадью 45 000 кв. м. Есть два основных распределительных центра. Каждый из складов компании обслуживает около 40 машин ежедневно.
В розничную сеть «Альянса» входит 46 магазинов "Пятачок" (из них 25 находятся в Нижнем Новгороде), 4 магазина "Караван" и 8 неформатных магазинов. «Пятачок» – это дискаунтеры, торговая площадь которых составляет от 180 до 1000 кв. м, а «Караван» – супермаркеты с торговой площадью свыше 1000 кв. метров. Кроме Нижнего Новгорода, магазины сети расположены в крупных городах области – Дзержинске, Арзамасе, на Бору, в Кстово, Павлово, Сарове. Все магазины связаны единой информационной системой, действует система автозаказов, возможен on-line-контроль продаж в любом из магазинов.
В 2003 году компания «Альянс» планирует открыть первый гипермаркет в Нижнем Новгороде (речь, скорее всего, идет о первом этаже «Этажей»), а в течение последующих двух лет планируется построить еще 5 гипермаркетов торговой площадью более 5 тысяч кв. м каждый.
«Альянс» участвует в проекте построения национальной розничной сети в самых емких регионах России. Дискаунтеры "Пятачок" будут участвовать в проекте по созданию национальной розничной сети из 500 магазинов. Под этой маркой будут открываться экономичные универсамы в Уральском и Поволжском федеральных округах.
Важнейшим событием в нижегородской торговле за 2002 год стало также открытие новых супермаркетов SPAR. Генеральную лицензию голландской сети Spar на строительство магазинов и продажу франшизы в Поволжье получила компания SPAR Middle Volga, созданная на базе местной оптовой компании "Сладкая жизнь".
«Сладкая жизнь» – компания с большим оборотом, располагающая сетью складов и работающая на высоком организационном уровне. За последние два года она открыла склады в формате Cаsh&Carry и приобрела франшизу у SPAR International. С начала реализации проекта до настоящего времени было открыто 4 супермаркета SPAR, в том числе один – в Дзержинске. Объем инвестиций в 2002 году в развитие сети супермаркетов SPAR составил 5 млн долларов, в 2003 году планируется вложить еще 10 млн долларов. Всего к концу 2003 года в Нижегородской области планируется открыть 10 супермаркетов SPAR.
Финансирует проект SPAR в России инвестиционный правительственный фонд «США–Россия». Spar Middle Volga владеет правом на выдачу франшизы SPAR в Чувашии, Мордовии, Ярославской, Владимирской, Нижегородской и Ярославской областях.
ТД "Народный" был создан в начале 90-х годов как сеть малоформатных продуктовых магазинов. Сеть использует в своей работе формулу 5/8/12: 5% – это наценка на самые необходимые товары, 8% – урове
|
|