|
Калининградская область
Калининградская область - регион по уровню развития технологий розничной торговли, возможно превосходящий Москву.
Калининград—расстояние до Берлина 600 км, до Москвы 1500. Население области около 1 млн. человек. 60% населения области хватает доходов только на продукты питания. В 2001 г. в Калининграде на рынки приходится 14% оборота (в Москве по разным оценкам от 30% до 40%). В 2001 году рост оборота торговли составил 13%. В первом полугодии 2004 года 4 торговые сети региона контролировали до 80% розничных продаж продуктов питания.
По мнению генерального директора ГК "МДМ-Виктория" Николай Власенко развитие торговли в регионе идет в ширину, по форматам, а не территориальное. Компании захватывают не территории, а ниши рынка. Одна из крупнейших торговых компаний региона - Группа компаний "МДМ-Виктория". По данным самой компании она занимает 56% рынка торговли продовольственными товарами в Калининграде.
В компанию входят торговые точки трех форматов - Cash&Carry "Магазин для магазинов" (1 объект), супермаркеты "Виктория" (3 объекта), дискаунтеры "Дешево" (15 объектов). Оборот сети составил $80 млн. в 2001 году. Как говорит генеральный директор ГК "МДМ-Виктория" Николай Власенко при организации торговой сети они смотрели больше на соседей - Польшу, Германию, чем на Россию.
При открытии супермаркетов использовались только новые помещения соответствующие стандартам построения супермаркетов - зал прямоугольной формы, соотношение длины к ширине 3/2, наличие необходимого пространства для парковки. Готовых помещений, удовлетворяющих этим критериям, в Калининграде не было.
Площадь супермаркетов "Виктория" - от 2000 до 6000 кв. м. По данным исследования компании "МДМ-Виктория" 44% покупателей посещают супермаркеты "Виктория" несколько раз в неделю, а число покупателей в день составляет 6000. Эффективность использования площадей супермаркетов составляет $219 с общей торговой площади в месяц. Один из супермаркетов был построен совместно с компанией торгующей бытовой техникой, хозтоварами. Однако, как рассказал Николай Власенко "Очень сложно было урегулировать нюансы.
Перетекание кадров, отсутствие единой политики, и от подобной практики мы отказались". В супермаркетах велика рентабельность продаж мясо-колбасной продукции. Поэтому было построено современное производство мясных продуктов. Окупаемость составила 6 месяцев, а продукция продается под собственной товарной маркой супермаркетов. Помимо трех супермаркетов в сети работает 15 дискаунтеров, рассчитанных на небогатого розничного покупателя.
Посещаемость каждого из 15 дискаунтеров компании "МДМ-Виктория", работающих под маркой "Дешево" составляет около 2400 человек в день. Площадь торговых залов от 200 до 600 кв. м. Средняя покупка в дискаунтерах и число покупателей гораздо меньше, чем в супермаркетах, поэтому три супермаркета сети дают в 5 раз больший оборот, чем 15 дискаунтеров. Также в сети работает магазин формата Cash&Carry площадью 3500 кв. м., который ежедневно посещают около 1500 оптовых покупателей. Работа персонала в сети формализована. По мнению Николая Власенко "творить должны те, кто этому специально обучен. Работа продавцов должны быть формализована."
Несмотря на различные формы торговли, вся компания объединена единой финансовой отчетностью, единым балансом. Введено ежемесячное составление бизнес-планов, бюджетирование, причем бизнес-план не должен отклоняться более чем на 2%. Введена матричная система управления. Итак, калининградский пример отличается высоким уровнем управления, применением передовых технологий, четким определением форматов.
Близость западных стран и ограниченность региона определила не экстенсивный, а интенсивный путь развития розничной торговли региона. Самообслуживание в регионе подразумевается само собой. Три рассмотренных примера явно показывают, что модели региональных розничных сетей во многом определяются уровнем дохода населения региона. Для регионов с низким уровнем дохода, характерна низкая доля магазинов самообслуживания, вплоть до отсутствия таковых.
оптовые склады и крупные торговые сети: «Алтын» (4 супермаркета и 28 дискаунтеров), «Виктория» (4 супермаркета, 22 дискаунтера, 1 Cash&Carry), «Вестер» (6 супермаркетов и 17 дискаунтеров) и «Торговый Дом Семья» (магазины под маркой «Копилка») (16 дискаунтеров и 1 супермаркет).
«Вестер» работает не только в Калининграде но и в городах области: Черняховске (3 магазина) и по одному в Балтийском, Советске, Светлом.
|
|