|
Торговая Слобожанщина.
Торговая Слобожанщина
Харьков: магистрали движения розницы
Некогда купеческий Харьков и сейчас не стоит в стороне от торгового прогресса. Современные тенденции развития розничной торговли нашли свое яркое воплощение в столице Слобожанского края. Сети супермаркетов «Target», «Рост», «Класс», «Вillа», «ЮСІ» и «Восторг» всего за несколько лет cформировали «архипелаг прогрессивной торговли», состоящий из 17 «островов» совокупной торговой площадью около 50000 м2. Интенсивность, с которой сети завоевывают лояльность клиентов, говорит о том, что в ближайшем будущем количество сетевых супермаркетов будет расти
Город и горожане
Заместитель начальника Главного управления экономики и рыночных отношений Харьковской областной государственной администрации Александр ПЕНСКОЙ отмечает: «О столь современных предприятиях торговли, как супермаркеты, в нашей стране мечтали долгие годы и покупатели, и работники торговли. Закономерная эволюция рынка, а также стабилизация ситуации с выплатой заработной платы в регионе послужили предпосылками к созданию в таком исконно купеческом городе, как Харьков, принципиально новых для Украины прогрессивных предприятий торговли».
Первые супермаркеты в городе появились в 2001 г. В отличие от Киева, где в большей степени стали развиваться крупные предприятия торговли иностранного происхождения, пионерами в Харькове были именно отечественные супермаркеты «Рост» и «Бриг». Практически одновременно с ними появились на местном рынке и представительства хорошо известной австрийской сети «Billa». Два модуля супермаркетов «Billa» были введены в строй с промежутком в полгода. «Это был удачный и динамичный проект, — продолжает Александр Пенской, — который привел к повышению культуры торговли и вливанию серьезных инвестиций в экономику города и области. Однако со временем более активно стали развиваться именно местные торговые группы, представленные супермаркетами «Класс», «Рост» и «Таrget». Уже через год после начала своей работы отечественным супермаркетам удалось занять первые позиции по товарообороту. Однако не все из тех, что были первопроходцами, смогли закрепить успех на рынке. Но это, скорее, следует отнести на счет не конкуренции, а маркетинговой политики».
Рост заработной платы жителей Харькова отразился на объеме и структуре расходов горожан. По сравнению с 2000 г. расходы в целом увеличились на четверть, в том числе на 60% на продукты питания и на 70%- на одежду и обувь. В среднем в месяц на продукты питания харьковская семья тратит 317,5 грн, на непродовольственные товары - до 70 грн. Объем розничного товарооборота официально зарегистрированных предприятий торговли и общественного питания Харькова в прошлом году составил 3 млрд грн. «Если до недавнего времени оптимальным местом совершения покупок для основной массы горожан являлись оптово-розничные рынки, — отмечает Яна АЛИЕВА, эксперт инвестиционно-консалтинговой компании «Проконсул», — привлекающие своей дешевизной и удобным месторасположением, то сейчас все больше харьковчан отдают предпочтение супермаркетам».
Реклама супермаркетов на телевидении, радио, в транспорте если и не претендует на формирование философии покупателя, то, по крайней мере, участвует в создании стиля жизни человека со средним достатком. Главной отличительной чертой розницы Харькова стало развитие и укрупнение бизнеса местных торговых сетей при одновременном функционировании зарубежных компаний («Billa»). Наряду с этим ожидается и новый гость с Запада: Харьков стал вторым после Киева городом, отмеченным присутствием «МЕТРО кэш-энд-кэрри». Строительство немецкого торгового центра обещает быть недолгим. Под него отведена площадка в 6,2 га, его общая площадь превысит 15000м2, в том числе торговая площадь - 9000м2. Открытие центра намечено на август этого года. По словам Александра Пенского, появление МЕТРО станет заметным событием не только для рынка Харькова, но и для рынков соседних регионов: «Трудно представить развитие розничных супермаркетов без региональных оптовых модулей. На сегодняшний день каждую из торговых групп обслуживают свои оптовые структуры. Это, конечно, не противоречит рыночным законам. На Западе в этой технологической схеме органично функционируют семейства розничных и оптовых супермаркетов. При этом оптовые супермаркеты справляются с обеспечением розницы в супермаркетах, в минимаркетах, обеспечивают рыночную розницу, причем не одного региона. Такие крупные модули, какие предлагает МЕТРО, будут, безусловно, работать не только на Харьков, но и на другие области Украины. Это благо - построить и ввести в экономику Слобожанщины оптовое, хорошо организованное звено, которое обеспечит работу схемы: от товаропроизводителя — до розницы».
«Проконсул» о сетях города
Одной из первых на рынке Харькова заявила о себе сеть супермаркетов "Класс". Первый супермаркет был открыт в помещении реконструированного ангара и имеет торговую площадь около 1500м2. Примерно такую же площадь занимает паркинг. Следующий "Класс" открылся в помещении бывшего универсама, торговой площадью более 2500м2. Как отмечает Яна Алиева, основная ориентация была сделана на потребителя с доходом средним и ниже среднего, что в свою очередь повлияло на уровень обслуживания и качество продукции. Сегодня в городе работают три супермаркета этой сети.
Сеть супермаркетов "Рост" представлена двумя торговыми предприятиями: первый супермаркет был открыт в перепрофилированном помещении производственного цеха с торговой площадью более 2000м2, второй — в помещении бывшего универсама на центральном проспекте города площадью 3000м2. Основные покупатели "Роста" — граждане со средним уровнем дохода.
«Достаточно популярна в городе и сеть "ЮСІ", — продолжает Яна Алиева, — За последние два года компания основательно закрепилась на рынке и продолжает развиваться. "ЮСІ" — это пять супермаркетов и несколько десятков торговых точек, расположенных практически в каждом районе города. Торговые предприятия этого формата выдержаны в одном стиле и имеют среднюю торговую площадь 1500-2000м2. Достаточно успешно "ЮСІ" чувствуют себя и в областных центрах Харькова. Это единственная из харьковских торговых сетей, открывшая свои торговые точки на периферии». Крупным проектом "ЮСІ" должно стать строительство гипермаркета на территории бывшего троллейбусного депо в одном из спальных районов города. Площадь земельного участка — более 18000м2.
Один из самых молодых супермаркетов города — «Восторг» — был открыт в конце декабря 2003 года. Супермаркет построен по индивидуальному проекту в одном из центральных районов Харькова. Общая площадь супермаркета — 3200м2, торговая площадь — 1500м2. Пилотный проект «Восторга» сегодня предлагает покупателю до 12000 наименований товара. В ближайшее время планируется начать строительство еще нескольких супермаркетов данного семейства.
Безусловным лидером в форматах супер- и гипермаркет является "Target". На сегодняшний день этот оператор имеет в собственности несколько торговых точек, в составе которых три супермаркета (торговая площадь каждого из них в среднем 2000-4000м2). Торговые точки сети "Target" отличаются выгодным месторасположением вблизи главных развязок основных транспортных магистралей города. 10 декабря 2003г. на месте перепрофилированного производственного корпуса открылся новый гипермаркет "Target" с торговой площадью более 10000м2 в одном уровне и крытой парковкой площадью более 1500м2. В этом торговом комплексе кроме продовольственных товаров представлены товары повседневного спроса, а также серьезный ассортимент бытовой и электротехники, аудио- и видеопродукции, имеется также зона фудкорта. Кроме того, в 2004-2005гг. планируется строительство и открытие крупного супермаркета бытовой техники и развлекательного комплекса. «Необходимо отметить, что успешное развитие этого оператора рынка, — говорит Яна Алиева, — связано прежде всего с грамотной маркетинговой концепцией и менеджментом, четким планированием рекламной деятельности по "раскрутке" супермаркетов и соблюдению заявленных сроков открытия. Можно предположить, что, работая по новым технологиям в освоении харьковского рынка, торговая сеть "Target" в ближайшие два-три года заявит о себе и в столице».
Универсамы: научная точка зрения
Ситуация на потребительском рынке Харькова находится в зоне пристального внимания научных работников кафедры маркетинга и коммерческой деятельности Харьковского университета питания и торговли. Как отметила заведующая кафедрой, кандидат экономических наук Людмила ПОПОВА: «Мы не просто наблюдаем за смещением рыночных приоритетов, но разрабатываем методики и рекомендации по организации торговой деятельности с учетом реалий дня сегодняшнего. Появившиеся в Украине всего лишь несколько лет назад супермаркеты также относятся к сфере наших научных изысканий».
По мнению специалистов университета, супермаркеты не являются чем-то сверхновым для отечественной торговли. «В нашей практике был такой тип магазинов, как универсамы, — продолжает Людмила Попова. — Постановление об их строительстве было принято еще в 1972 году. Согласно разработанным нормативам строились четыре вида универсамов: площадью до 400м2, от 400 до 600м2, от 800 до 1200м2 и свыше 1200м2. Для сравнения, в мире строятся супермаркеты с торговыми площадями: от 400 до 600м2, от 1000 до 2000м2, и более 2000м2. Универсамы должны были стать основным типом магазинов с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и непродовольственных товаров ограниченного спроса».
Пик строительства универсамов пришелся на 80-е года прошлого столетия. С 1980 по 1990 г. их количество в Украине возросло в шесть раз, товарооборот вырос в 6,5 раз по сравнению с 70-ми. В Харькове было построено 15 таких торговых предприятий.
Однако в какой-то момент система самообслуживания в универсамах была упразднена, что было вызвано желанием снизить уровень воровства товаров. В итоге, в 90-х гг. от универсамов, в первоначальном понимании этого слова, практически ничего не осталось: торговые площади разбивались на отдельные секторы и сдавались в аренду.
Еще на заре строительства супермаркетов, в 2000г., специалисты кафедры разработали ряд предложений по развитию отечественной торговли. В частности об упорядочивании режима работы универсамов и внедрении системы скидок для стимулирования сбыта. Среди них: скидки для ветеранов, за большую покупку, постоянным покупателям, к праздникам и т.д. Среди эффективных приемов были названы: льготная распродажа, кредит для постоянных клиентов в случае крупных покупок, организация детских площадок. Также рекомендовалось проводить лотереи с розыгрышами номеров на чеках. Предложения были одобрены Министерством торговли и рекомендованы для внедрения в торговую сеть. Многие из них сегодня реализуются.
По мнению Людмилы Поповой, основной показатель супермаркета — это самообслуживание, позволяющее быстро приобрести товар. Но зарубежный опыт показывает, что наряду с самообслуживанием зачастую предполагается и обслуживание по традиционной схеме, то есть через прилавок. В супермаркетах мирового уровня покупатель может приобрести не только товар повседневного спроса, но и эпизодического, и даже редкого. На глазах покупателя могут поймать рыбу и тут же ее подготовить для приготовления, что для наших супермаркетов редкость.
Очевидно, что за каждой услугой стоят деньги. Не все отечественные супермаркеты пока могут позволить себе держать необходимый штат сотрудников для предоставления дополнительных услуг покупателям, отсюда и уровень обслуживания. Продавцы не должны выполнять роль манекенщиц, они должны быть консультантами. Вместо того, чтобы стоять и молча наблюдать, они должны тактично подсказывать покупателю информацию о товаре.
«Если спросить у любого владельца супермаркета о самом наболевшем, то непременно встанет вопрос о грамотных специалистах. Сегодня у нашей кафедры налажены дружеские отношения с харьковскими торговыми сетями, студенты проходят производственную практику в супермаркетах. Со следующего учебного года вводится новая форма практики, при которой старшекурсники раз в неделю будут работать в одном из супермаркетов. Это позволит подготовить специалиста, который без дополнительного обучения сможет работать в современном торговом предприятии. Комплектация такими специалистами штата любого предприятия торговли будет способствовать росту экономических показателей, а также повышению уровня сервиса», - говорит Людмила Попова.
Заключительная беседа: в стенах государственной администрации
«Торговое Дело»: Помимо упомянутых лидеров розничного бизнеса, какие торговые структуры действуют в Харькове?
Александр Пенской: Сегодня в Харькове успешно работают крупнейшие в Восточной Украине оптовый вещевой рынок и рынок автозапчастей. Их посещают покупатели из многих регионов страны. Исходя из их опыта работы, можно прогнозировать успех оптового супермаркета со структурой, подобной МЕТРО. Это звено рынка, с одной стороны, обеспечит розницу, а с другой — будет стимулировать отечественного товаропроизводителя. Поэтому руководство города и области пошло навстречу предложению о строительстве МЕТРО в Харькове.
«ТД»: Что ожидает Харьковский рынок в дальнейшем?
А.П.: Последние три года розничный товарооборот в регионе увеличивается не менее чем на 20% в год. За 2003 год этот показатель превысил 23%. За январь-февраль этого года он достиг 38%. А если учесть, что это только начало, то можно предположить, что торговлю в регионе ожидают хорошие перспективы. Супермаркеты в Харькове будут строиться еще долгое время, в том числе и с привлечением иностранного капитала. На прошлогоднем декабрьском форуме деловых кругов России и Украины российским предпринимателям было предложено инвестировать средства в строительство оптового супермаркета. Предложение вызвало большой интерес россиян.
«ТД»: Какие проблемы стоят перед розничными торговыми предприятиями?
А.П.: Наряду с введением в строй новых торговых комплексов стоит вопрос об усовершенствовании систем уже функционирующих. Необходимо продолжать работу по повышению квалификации персонала, улучшению качества товаров и борьбы с фальсификатом. И в этом направлении супермаркеты предпринимают конкретные действия.
«ТД»: Каково, на Ваш взгляд, влияние на экономику области растущего числа супермаркетов?
А.П.: Работа харьковских супермаркетов влияет на экономику области позитивно. Они стимулируют регионального производителя, ведь на прилавках основная масса товара местного производства (исключение составляют супермаркеты иностранных компаний). Производители региона считают за благо сотрудничать с супермаркетами города. Ведь это регулярные, крупные поставки и ежедневная борьба за высокое качество продукции.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА
Яна АЛИЕВА, эксперт инвестиционно-консалтинговой компании «Проконсул»:
- Харьковский ритейлер предпочитает организовывать предприятия торговли на базе крупных перепрофилированных промышленных объектов или универсамов.
Людмила ПОПОВА, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой маркетинга и коммерческой деятельности Харьковского университета питания и торговли:
- Появление супермаркетов можно расценивать как вторую волну магазинов самообслуживания с универсальным ассортиментом.
СПРАВКА «ТД»
К особенностям ритейла Харькова относится незначительное число объектов нового строительства. В отличие от крупных столичных и зарубежных торговых сетей харьковский ритейлер предпочитает организовывать предприятия торговли на базе крупных перепрофилированных промышленных объектов или универсамов. Это связано не столько с отсутствием необходимых для нового строительства средств, сколько с весьма ограниченными предложениями земельных участков в районе крупных магистралей и транспортных узлов. Сегодня получить земельный участок под торговое предприятие стало крайне сложно. Почувствовав год-два назад прибыльность строительства доходной недвижимости (ТЦ, ТРЦ), многие компании и частные лица зарезервировали за собой земельные наделы с целью дальнейшего строительства и рассматривают данное приобретение как ликвидные активы, которые всегда можно продатьCейчас в Харькове работают 24 супермаркета и торговых центра. Пик их строительства пришелся на 2002 г., когда в строй вступили более десятка супермаркетов. В 2003 году было открыто 9. В этом году планируется увеличение количества супермаркетов на 8 единиц. В основном строятся отечественные торговые центры.В 2003 году реальная заработная плата харьковчан увеличилась в среднем на 20-30%, что объясняется опережающим темпом роста номинальной зарплаты по отношению к темпам роста индекса цен.
© 2004 Торговое Дело
http://www.torgovoedelo.com/content/print.php?db=iarticle&id=349
|
|