Главная страница.
Ссылки
Одесский рынок сетей
Одесса 2003
Львив
Одесса

www.ua-retail.com
Одесса стоит особняком в плане развития рынка розничной торговли на Юге и, надо сказать, делает общую картину более оптимистичной. Продавать и покупать в этом городе умели всегда. В отличие от Николаева, Одесса оставалась в Советское время открытым городом для иностранцев, что позволяло южанам вести торговую деятельность не только на Привозе. Дефицитные товары там всегда было легче купить и перепродать. И сегодня, знаменитый «Седьмой километр» - Мекка для челноков. Поэтому было бы странно, если бы большой, дорогой город с давними торговыми традициями не стал бы южной столицей ритейла. Уровень консолидации супермаркетов в Одессе один из самых высоких в Украине. Доля супермаркетов в товарообороте розничных продовольственных товаров – 10-15%. Розничная наценка в супермаркетах невысокая – в среднем 15-20%. Цена аренды помещений для розничной торговли – $20-30 за 1 кв. м. (продовольственные товары) и $35-60 (непродовольственные товары). Покупка помещения обойдется от $250 за кв.м. По данным одесского областного управления статистики, более 40% населения Одессы делает покупки в супермаркетах. Самые популярные – это “Таврия-В”, “Рорус”, “Наталка-Маркет”, “Фоззи”, «Идеал», “Сильпо”, “Копейка”, «Гетьман», «Планета», «Обжора», «Виртус». Большинство магазинов расположены в спальных районах. Портрет потребителя:Средний счет (только супермаркеты) – 65-75 грн.Частота посещений супермаркетов – 13-14 раз в месяцСпособ прибытия в супермаркет – 42% пешком, 27% на собственном автомобиле, 13% общественным транспортом. Периоды высоких продаж: традиционные национальные и религиозные праздники, День города. Первый в Одессе супермаркет “Аэропортовский” построило ООО “Таврия-В”. В сущности «Аэропортовский» можно назвать и гипермаркетом. Его площадь — более 10 тыс.кв.м. Одновременно в нем может находиться более тысячи покупателей, которых обслуживают 27 кассовых терминалов. Магазин расположен недалеко от центрального аэропорта. “Таврия-В” начала розничный бизнес в 1992 г. с небольших ларьков и киосков и постепенно дошла до уровня одной из самых мощных сетей в южном регионе. Сегодня супермаркеты “Таврия-В” есть не только в Одессе, но и в области – в г. Ильичевск. В 2003 г. суточный поток клиентов через магазины сети превышал 30000 покупателей. Ильичевск, кстати, является одной их наиболее перспективных территорий для развития рынка розничных форматов. Городок, расположенный на расстоянии 15-20 км от Одессы насчитывает 60000 жителей со средним доходом на душу населения более 600 грн. (статистические данные 2003 г.). Помимо магазинов в Ильичевске «Таврия-В» имеет собственный распределительный центр и возможность заказа продукции on-line, через Интернет и по телефону. Сеть уверенно развивается. В 2002 году выручка от реализации ООО "Таврия-В" составляла 69,5 млн. грн., чистый убыток - 1,1 млн. грн., а за первое полугодие 2003 года выручка от реализации составила 29,8 млн. грн., чистый убыток - 68,8 тыс. грн. В конце прошлого года собрание учредителей ООО "Таврия-В" (Одесса) приняло решение о выпуске облигаций на сумму 5 млн. грн. Целью использования привлеченных средств является пополнение оборотных средств и строительство торгового центра в курортной зоне Одессы. Классический путь создания сети магазинов прошла еще одна одесская сеть «Рорус» (ООО "Филадельфия"). В 1995 г., начав свою деятельность с оптовой торговли и дистрибуции, торговая группа «Рорус» приобретала опыт и связи с производителями и поставщиками. Было решено инвестировать средства в розничную торговлю. «Рорус», как и большинство магазинов других операторов трудно отнести к какому-либо жесткому формату. Средняя площадь магазина – 550-3800 кв.м. Целевая группа – конечные потребители. Действует дисконтная программа. Такие предприятия у нас принято называть оптово-розничными магазинами. В настоящее время "Рорус" переживает глубокий кризис: предприятие находится в стадии банкротства, а торговая сеть распродается (поступали свединья, что сеть супермаркетов хотел купить "Фоззи груп", но во время не смогли расплатиться и сейчас сеть вновь в свободной продаже) оба Торговых центра сети забрал себе за долги Банк Пивденный и они тоже продаются.
Многолетний опыт работы в торговле успешно использует и ЧП «Фортуна» с cash & carry «Идеал». Одна из крупнейших дистрибьюторских компаний Юга Украины стремится донести свои «Идеалы» до конечных и профессиональных потребителей в Одессе. Концерн «Алми» - крупный производитель и дистрибьютор пищевых продуктов также является розничным оператором с сетью магазинов «Копейка». Сегмент мини-маркетов в Одессе развивают два лидера в этом направлении – «Обжора» (не путать с одноименной донецкой сетью) и «Робин-Бобин». Магазинчики площадью 1000-2000 кв. м. располагаются, как и в Киеве, преимущественно в спальных районах. Причем «Робин-Бобин» делает ставку на хороший ассортимент продукции и считается магазином для зажиточных граждан. Из национальных операторов, в Одессе присутствует «Группа Фоззи» с гипермаркетом «Фоззи» и магазинами «Сильпо». Сеть планирует интенсивно развиваться в регионе. Знаковым событием для одесского розничного бизнеса стало подписание 16 февраля т.г. договора о сотрудничестве между одесским мэром и директором ООО «Метро Кэш энд Кэрри Украина». Договор предусматривает сооружение центра оптовой торговли Metro в Одессе. Общая сумма инвестиций в землю и сооружение торгового центра превышает 100 млн. грн. Размер земельного участка, расположенного на 6-м километре Овидиопольской трассы в Малиновском районе, примерно 7,5 га.Безусловно, приход иностранного ритейлора такого уровня в Одессу свидетельствует о значительном потенциале региона в плане развития розничного рынка. Одна из крупнейших российских сетей "Патерсон", заявившая недавно о выходе на рынок Украины, также планирует в течение двух-трех лет появиться в городе-герое. Кстати, инвестиции в развитие сети в Украине планируются немалые - от $40 до 50 млн. В Одессе существует несколько местных, исключительно региональных препятствий для развития розничного рынка. Сейчас новичкам становится все труднее найти подходящее место для магазина. Город очень компактный и свободных земельных участков не так уж много. Кроме того, супермаркеты испытывают серьезную конкуренцию не только со стороны рынков, исторические традиции которых довольно сильны, но и от сети мелких киосков и крохотных магазинчиков. Сеть таких гномиков, состоящая из 150-300 торговых точек, имеет серьезный товарооборот и влияние на поставщиков. Кроме того, Одесса, будучи портовым городом, стоящая на перекрестке торговых путей, где функционирует крупнейший грузо-транспортный терминал Юга Украины, в определенной мере открыта не для всех деловых структур, стремящихся выйти на ее рынок. Например, предприятие «Билла-Украина» не смогла открыть свой супермаркет в Одессе. При этом, с 1998 г. городские органы власти воплощают в жизнь стратегию развития розничной торговли, общественного питания, инфраструктуры сегмента HoReCa. Отчасти и этой поддержкой объясняется столь интенсивный рост рынка розничных форматов в регионе. Для развития торговли в Одесском регионе необходимо еще большее увеличение количества крупных супермаркетов. Так считает начальник областного управления торговли бытового обслуживания и общественного питания г. Одессы Олег Олейник. Как он отметил недавно на встрече с журналистами, число таких супермаркетов не превышает 10-ти процентов от общего количества предприятий торговли в области. А подавляющее большинство составляют магазины старой постройки, где обслуживание и ассортимент не столь высокого уровня.


Найти: на:


Сайт управляется системой uCoz